Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Туризм: Отдохни!8 августа 2012 22:00

Турист должен оставить на курорте все деньги!

Вот она - главная и единственная задача гида
Источник:kp.ru
На отдыхе отпускники перестают следить за поведением и расходами. Этого гиды только и ждут...

На отдыхе отпускники перестают следить за поведением и расходами. Этого гиды только и ждут...

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Была такая рубрика в газетах лет 20 назад - «Журналист меняет профессию»: идет на несколько недель работать шахтером или водолазом, чтобы потом написать о героических людях.

Экс-корреспондент «Комсомолки» Эдуард Воротников профессию сменил надолго: уехал на несколько лет за границу поработать гидом в туркомпании и таким образом мир повидать. А время от времени он делал заметки о своем новом житье-бытье.

Хотите узнать, как на самом деле организован российский туристический бизнес? Как правильно себя вести на отдыхе? Как на самом деле сэкономить и избежать пляжных поборов? Обязательно прочтите этот материал. А лучше - вырежьте и перечитайте, когда соберетесь в поездку.

Продажи начинаются в аэропорту

- Поняли, в чем задача гидов? Все деньги турист должен оставить на курорте! Но так, чтобы все были довольны и в следующий раз они поехали тоже с нами! - таким напутствием закончилось собеседование на должность гида.

Мы сдали тест на знание английского и на общие сведения о Греции, а также документы на рабочую шенгенскую визу и 19 апреля, за неделю до начала сезона, вылетели на греческий остров Родос.

Гидов три типа, предупредили нас. Один встречает прилетевший из России самолет и сопровождает автобус с туристами по отелям. Называется он трансфермен. Зарплата - 500 евро в месяц.

Другой дежурит в отеле. Рассказывает прилетевшим о куроре и отеле. Зарплата - 500 евро в месяц + 5% от проданных билетов на экскурсии и 2% от стоимости шуб, купленных через него. Называется отельный гид. Третий - экскурсовод. Зарплата - 1300 евро в месяц.

Жилье предоставляет компания, питание у отельных гидов бесплатное - в отелях. Экскурсоводы обедают на экскурсиях, в остальное время - за свои. Трансфермены едят где придется. Выходных ни у кого нет до конца сезона (октябрь).

Прежде чем понять, кто на какую работу способен, новичков отправили на недельные курсы. Курсы по окучиванию туристов вел сам Доктор (так мы прозвали нашего тренера за характерные очки):

- На трансфере сразу предупреждаем о солнце, - инструктировал Доктор. - Записывайте фразу: «Солнечные ожоги не покрываются медицинской страховкой, лечить их нужно за свой счет, поэтому первые дни акклиматизации необходимо проводить в тенистых местах, а лучше - на экскурсиях».

29 апреля прилетал первый самолет. Мы должны быть в лучшей форме: от встречи в аэропорту зависит настроение туристов, их доверие к нам. В этот день гидам положено надевать белые рубашки, галстуки. Нельзя быть небритым, обувь обязательно с закрытым мысом (не пляжная). Никаких шорт до конца сезона! Девушкам запрещены декольте и юбки выше колен.

- Представьте себя на месте женщины, прилетевшей с мужем, - учит Доктор. - И он пялится на какую-то девку в аэропорту, а затем она еще и в отеле у них работает. Жена явно отговорит мужа что-либо покупать у нее.

«Заселите хорошо!»

- Сколько дать, чтобы получить номер получше? - опытная туристка оценивает обстановку на подъезде к отелю.

- Думаете, будет плохой?

- Мне всегда плохие дают.

- У нас все номера хорошие, - улыбается гречанка с ресепшн.

- Что она сказала?.

- Вам дадут хороший номер.

- Сколько я должна?..

Автор статьи Эдуард Воротников - во время работы в гостинице. Как раз пытается что-то продать туристке...

Автор статьи Эдуард Воротников - во время работы в гостинице. Как раз пытается что-то продать туристке...

Соврать и продать

Из Москвы на открытие сезона прилетел гендиректор. Объявил, что должность трансферменов упразднена. Сопровождать туристов из ­аэропорта по отелям и обратно будут отельные гиды.

Меня назначили гидом при отеле «Митсис Родос Вилладж» («все включено», 60 км от аэропорта) и дали в инструкторы грека Никоса. Его предки эмигрировали из Греции в СССР, жили в Союзе, а в начале 90-х переехали на историческую родину.

В дни, свободные от встреч в аэропорту, гид должен находиться в холле отеля с 8.00 до 12.00 и с 18.00 до 22.00 без выходных. Никос выдал альбом с фотографиями экскурсий. Я не был на греческой вечеринке, на острове Тилос и в ущелье бабочек. Что я про них расскажу покупателю?

- Ничего, - успокоил инструктор. - Побольше восторгов! Как правило, лучше продаются экскурсии, на которых как раз не бывал.

Рекламировать экскурсии полагается на встрече с туристами. Гиды называют ее инфо.

- Хороший продажник 80% денег собирает на инфо, - учил Доктор. - Если вы туристов сразу не возьмете, то половина из них почувствует вкус пляжа и подумает: а на фига мне в 7 утра вставать, ехать куда-то несколько часов и стадом весь день ходить?

На рассказ об экскурсиях отводится 40 минут. На остальное - 20. Через час люди устают и просятся на море. Опытная парочка пришла с блокнотом и картой - они собираются арендовать машину и объехать остров сами.

- Семь источников находятся вот здесь,- обвожу я участок карты радиусом километров в 10. - Затем автобус едет в город Линдос, там акрополь старше афинского.

- А где конкретно источники?

- Экскурсионный автобус подвозит пассажиров к истоку, - вру я. На самом деле автобусу физически не подъехать к источникам. Он высаживает людей на трассе, откуда еще 15 минут вверх по лесу.

- Источники все время открыты?

- Нет, - опять вру я. - Но когда приезжает наша группа с гидом, то все открыто.

Исчезающие ложки

...В этом году в отеле много русских, ресторану тяжело. У наших нету привычки терпеливо стоять на входе в ожидании своей очереди на рассадку за столики. Наши ломятся, сами выбирая места. Затем идут за едой, возвращаются, а их место за столиком уже заняли другие голодающие.

Мэтр ресторана Костас показывает мне туристку с 8-летним ребенком:

- Она украла ложку!

Воровать нехорошо, но это мои туристы, и их нужно защитить. Подхожу с Костасом к женщине.

- Он говорит, со стола пропала ложка.

- Я ни при чем! - женщина хватает сына и уходит. Ложку наверняка взяла она - чтобы в номере есть. Туристы кто ­йогурты, кто фрукты покупает в магазинах, им нужны ложки. Обычно люди подходят ко мне или сразу в ресторан, чтобы приборы попросить. Ресторан дает без проблем, иначе гости сами вынесут. Но некоторым проще обойтись без просьб.

То же самое с выносом еды из ресторана. Если человек напролом идет с полной тарелкой, мэтр его остановит и попросить все оставить. Но если к нему подойти, мол, муж заболел, спуститься не может, он разрешит, еще и персик от себя положит. Только пообещайте тарелку вернуть.

Я сказал Костасу, что подозреваемая живет в номере 211. Он кивнул. Попросит горничную второго этажа забрать ложку во время уборки.

...На кухне ресторана я ни разу не был. Лена с ресепшн была. Говорит, что лучше бы не видела этого. Теперь не знает, сможет ли обедать в отеле.

Она видела, что в каком-то чане размешивают воду с порошком. В итоге получается йогурт, который мы едим на завтраке. Соки делают, смешивая воду с жидким концентратом из трехлитровых пластиковых бутылей. Бармену полагается незаметно от туриста смешать в графине воду с концентратом. И при просьбе туриста о соке налить смесь из графина. Бармены замучались, пытаясь улучить минуту, когда у бара никого нет, и заливают графины концентратом на глазах у клиентов. Ко мне приходят с жалобами: им говорили, что в отеле соки, а этой химией как ребенка поить?

- Ты отвечай людям в том роде, что они сами дураки, можно было важные вещи уточнить до поездки, позвонить в ­отель, например, - учит Никос. - Продавец тура не может знать всех деталей.

Нас прерывает бабушка с двумя внуками. Жалуется, что мэтр ресторана не хотел пускать ее вчера на ужин в третий раз.

Я пообещал ей поговорить с мэтром. Но не потому, что пожалел детишек, лишенных третьего пирожного. А потому, что она купила у меня индивидуальную экскурсию за 400 евро. Костасу не жалко пирожных. Наверняка артачится, потому что считает лишний вес этих детей вредным для их здоровья.

Про аренду машин

6 утра.

- Только что звонили из «Родос Карз», - сонно говорит Никос. - Твой турист вчера полчаса осматривал машину при получении. Ты людей-то пожалей, это наши партнеры. Права в контракт вписали, ключи выдали - и к следующему туристу. Нечего время терять!

«Родос Карз» - это компания по прокату авто. У меня цены на аренду их машин процентов на 15 дороже (идут в кассу туроператора), чем напрямую в прокатной конторе. График перегона машин от тех, кто сдал авто, к новым клиентам составляется из расчета 10 минут в одном отеле, 10 в другом. Из-за слишком придирчивого клиента они в этот день везде опоздали. На Родосе сложно получить машину с возвратом после 20.00: ей предстоят помывка и перегон, чтобы следующим утром она ждала нового хозяина.

Аренда авто типа «Фольксваген Поло» у контор, имеющих свои столики в холле отеля, - от 60 евро. Турист Симонов в поисках самой дешевой аренды машин достиг высшего пилотажа:

- А я вечерком вышел из отеля, в полукилометре нашел контору, где взял машину за 35 евро!

ЗАПОМНИ!

Как вылететь и не пролететь

Торопиться на выход из приземлившегося самолета не имеет смысла. Все равно все встретятся у ленты получения багажа. Если из самолета в здание аэропорта вас повезут на автобусе, то первыми из него выйдут те, кто зашел в автобус последним. В конце концов придется ждать, пока все соберутся в трансферном автобусе.

Во время получения багажа сходите в туалет. Неизвестно, сколько придется ждать попутчиков, сколько отелей автобус будет объезжать и когда в конце концов вы доберетесь до своего.

При оформлении тура в России узнайте расстояние от аэропорта до отеля. Если дорога покажется дальней, есть смысл заказать индивидуальный трансфер. Вы сэкономите час, а то и два и избежите солнцепека. Если цена трансфера у турагентства покажется высокой, узнайте в Интернете, сколько стоит такси аэропорт -

отель. Учтите: в некоторых аэропортах в пик сезона такси не хватает. Групповой трансфер, как правило, включен в турпутевку принудительно и останется запасным вариантом.

ЗАПОМНИ!

Как получить хороший номер

Отель распределяет, кто и где будет жить, накануне прилета туристов. Если есть просьба от ­туроператора (VIP-клиент) или если турист уже останавливался здесь, то ему могут дать номер получше. Остальных распределяют случайным образом.

Заселяйтесь в номер, который дадут по приезде. Денек поживите, осмотрите отель. За это время станет ясно, удобно ли он находится относительно ресторана, пляжа и других нужных вам мест. Захотите поменять - придете к своему гиду или сразу на ресепшн. При наличии свободных номеров такой же категории переедете бесплатно. В случае повышения категории номера скажут, сколько нужно доплатить.

Если вы откажетесь от своего номера и получите новый, он может оказаться еще хуже. А в старый уже не вернуться, потому что его отдали другим туристам. Поэтому нельзя сдавать старый номер, пока новый не посмотрите своими глазами.

ЗАПОМНИ!

Как брать авто напрокат

Выгоднее всего брать мини-вэны и микроавтобусы - к примеру на две семьи. 60 - 100 евро за 7 - 12-местную машину. В пересчете на пассажира это лучше легковушки. Так сделали хитрые на выдумку уральцы. Потом они спросили у меня график движения экскурсионного автобуса, пристроились ему в хвост и посещали экскурсии, не заплатив за нее.

Аренда авто в конторах, чьи представительства есть в отелях, дороже - владельцам приходится платить отелю за аренду помещения и за стоянку. Но зато есть шанс, что сотрудники, выдающие ключи, будут говорить по-русски. Если вы хотите сэкономить - поищите конторы неподалеку от отелей.

Многие боятся, что, получив машину с мелкими царапинами и повреждениями в салоне, потом окажутся «виноваты» и с них владельцы сдерут стоимость ремонта. Спокойно! Как правило, прокатные конторы на такие мелочи внимания не обращают. А сдать машину можно, просто оставив ее ключи на ресепшн. Авто застрахованы, и их приводят в порядок после туристического сезона.