Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Политика6 сентября 2012 17:30

Владимир Милов, лидер партии «Демократический выбор»: «Стоять и орать «Мы здесь власть» - преждевременно и самонадеянно»

В гостях у «Комсомолки» побывал один из лидеров несистемной оппозиции [видео]
Источник:kp.ru
Владимир Милов пришел в гости к «КП»

Владимир Милов пришел в гости к «КП»

Фото: Сергей ШАХИДЖАНЯН

Один из наиболее ярких представителей либеральной оппозиции, лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов пришел в гости к «КП», и мы, честно говоря, были немало удивлены его ответами, когда спросили его о нынешней политической (и не только) ситуации в стране. Впрочем, судите сами.

НА «МАРШ МИЛЛИОНОВ» НЕ ПОЙДУ. ЕСТЬ ДЕЛА ВАЖНЕЕ И ПОЛЕЗНЕЕ.

- Владимир Станиславович, буквально в эти часы, когда мы с вами сидим в редакции, члены оргкомитета протестного движения подают заявку в столичную мэрию на проведение очередного «Марша миллионов» 15 сентября. Первый вопрос – вы пойдете на него?

- Нет. Я буду в регионах. Я считаю, что сейчас есть более важные дела. У нас предстоят региональные выборы 14 октября. И там у оппозиции есть серьезный шанс для того, чтобы проявить себя, как реальная политическая сила.

Я занимаюсь сегодня тем, что является наиболее важным с точки зрения завоевания поддержки народа. Это участие в выборах. Региональных, местных. Там, если мы добьемся успеха, тогда у нас на федеральных выборах будет серьезный шанс побороться за власть, а не как в прошлый раз. Я думаю, что пока мы не доказали, что оппозиция – реальная политическая сила. А стоять и орать, что «мы здесь власть!» - это несколько преждевременное и самонадеянное дело.

- А вот Сергей Удальцов сказал, что участники акции будут требовать досрочных выборов и прекращения репрессий. Под каким из этих требований вы могли бы подписаться?

- Они могут требовать все, что угодно. Чтобы власть пошла на какие-то уступки, ей надо продемонстрировать силу. Показать, что оппозиция пользуется поддержкой народа. Считаю, что по итогам прошедшего цикла, выборы, митинги – это была главная проблема, которая выявилась, что оппозиция выдвигает много правильных лозунгов, но широкой поддержки в народе она не имеет. Людям поднадоела власть действующая, но серьезной альтернативы в лице конкретных людей, в том числе и Удальцова, они не видят. Это видно и по соцопросам, и по результатам разных выборных кампаний.

Сейчас задача оппозиции – показать, что она является дееспособной альтернативной силой. Чтобы люди ей поверили. И вся эта митинговщина не очень в этом смысле помогает.

- Может, вы еще и в новый высший орган оппозиции – Координационный совет - не выбираетесь?

- Конечно, нет. Есть люди, которые любят покричать. Я к ним не отношусь.

- Вы какой-то либерал, нетипичный для России. Вы действительно придерживаетесь либеральных убеждений?

- А почему вы считаете, что либерал – это человек, который должен в русле каких-то клише бегать? Для меня либерал – это человек думающий. Он в состоянии анализировать, в том числе делать выводы из своих ошибок, из ошибок своих соратников и коллег. Я из таких либералов.

- Ну, например, какие главные ошибки у зимних и весенних протестов?

- У всех них есть одна общая болезнь: у них не было ясной политической повестки дня, понимания, что делать. А повестка дня была в том, что выйдет миллион и Путин испугается, убежит… И миллион не вышел, и Путин не убежал. По-моему, вывод очевидный. Те люди, которые руководили и пытались со сцены руководить этим протестом, к ним даже если два миллиона выйдет, все равно ничего не получится. И то, что оппозиция серьезно не участвовала в парламентских выборах, в выборах президентских, на мой взгляд, это подрубило все это протестное движение. Если вспомнить ту же Украину в 2004 году, эта оранжевая революция и миллион на Майдане, митинговое движение, оно было четко привязано к политической повестке.

КТО КУДА, А МЫ – НА ВЫБОРЫ

- Вы говорите, что региональные выборы гораздо более важная задача. Но ведь ваша партия до конца еще не прошла регистрацию в Минюсте? Вы как участвуете, через самовыдвиженцев?

- В некотором смысле даже удобно, что мы пока не получили регистрацию. Наши коллеги идут по спискам других партий в довольно большом числе регионов. Порядка 12-15. Надеюсь, что всех зарегистрируют и выдадут всем удостоверения кандидатов. И когда мы получим регистрацию, а мы будем биться за нее до последнего, то будем стараться выходить своими списками там, где это возможно. Но мы не хотим конкурировать с другими оппозиционными демократическими силами, будем стремиться формировать списки на базе той партии, которая в регионе конкретном сильнее.

- А договариваться получается или как прежде, «die erste kolonne marschiert», «die zweite kolonne marschiert»…?

- Когда пошел бум создания новых партий, были опасения, что все на выборах передерутся. Но я не вижу ни одного примера на выборах 14 октября, что будут конкуренция и драка между оппозиционными силами. Там везде договорились, везде сформировали общие списки. И практически ни одного случая, когда бы конкурировали…

- Позвольте возразить - шоу под названием «Выборы в Химках». Только от экологов и «зеленых» три человека. Митволь – «Альянс зеленых», еще один от партии «зеленых». И Чирикова, известный эколог и защитница лесов русских.

- Называть себя кандидатом может кто угодно. Там даже есть Паук из «Коррозии металла». До кучи… Но если вы вспомните прошлые выборы, в Химках в 2009 году два оппозиционных кандидата заняли второе и третье места и в совокупности набрали почти 40 процентов голосов. Белоусов от «Яблока» и Чирикова. Сейчас они договорились. Белоусов снял свою кандидатуру и «Яблоко» поддержало Чирикову. Это реальная политическая сила…

- Белоусов объявил, что пойдет от другой политической силы.

- Вполне возможно. Но самое важное, я уверен - поддержка, которая была в Химках на прошлых выборах, она связана именно с партией. «Яблоко» приняло правильное решение. Но… вот что Митволь собрался делать в Химках?

- Митволь был у нас, и из его слов понятно, на кого он делает ставку. На пенсионеров. Самую социально активную и одновременно социально незащищенную часть населения.

- Я всегда был противником того, чтобы идентифицировать какую-то узкую группу, на которую вы работаете. Вы этим отсекаете все остальные. Что мне нравится в том подходе, что Евгения Чирикова исповедует, что она обращается ко всем слоям жителей Химок, невзирая на возраст и социальное положение. Ее программа на это рассчитана. Она делает шаги, чтобы показать, что она является серьезным кандидатом.

Я хотел бы, чтобы Евгения Чирикова, действительно, доказала химчанам, что она является серьезным кандидатом. У нее в последние годы сформировался такой имидж, что она больше ходила по митингам, выступала с какими-то большими лозунгами. А люди на местах, особенно когда речь идет о выборах конкретной территории, они хотят видеть человека, которому можно доверить руль. И я надеюсь, что за оставшиеся полтора месяца Чирикова сможет себя проявить. Если не сможет, она проиграет. Это очень просто.

- Одно дело выдвигать лозунги об отмене репрессий, другое – на посту мэра города заниматься практической и неинтересной работой.

- Совершенно согласен. Тут и возразить нечего.

- Просто факта прохождения оппозиции, такого прецедента уже будет достаточно для победы?

- Конечно, недостаточно. Более того, если пройдут люди, которые не очень готовы управлять и потом они покажут, что не могут быть хорошими управленцами, я думаю, вот это в долгосрочном плане оппозицию угробит. Конечно, нужно поддерживать людей способных. В частности, неделю назад мы с коллегами были в Ярославле, где Евгений Урлашов выиграл весной выборы мэра. Он не просто хорошо управляет городом. Он, не поверите, нашел общий язык с «Единой Россией», с которой он традиционно соперничал последний год. И достаточно нормальная, спокойная и демократичная обстановка в городе. Я считаю, что таких кандидатов надо поддерживать.

«PUSSY RIOT Я НЕ ПОДДЕРЖИВАЮ»

- А вот вы сказали, что Урлашов нашел общий язык с «Единой Россией». И, судя, по контексту, вы считаете это положительным фактором? Вам, либералу, не стыдно от этого?

- Я понимаю, что сейчас у многих людей из этого лагеря встанут волосы дыбом от того, что я скажу, но это факт: «Единая Россия» для нас – это политический соперник. С другой стороны, это реальная политическая сила, которая пользуется серьезной поддержкой в российском обществе.

Многие жители России, которые даже не связаны с политикой в повседневной жизни, видят конкретных местных начальников часто, прошу прощения, вороватых. Причем, очень сильно. И очень многие из них, действительно, связаны с этой партией. Поэтому ярлык прикрепился и пошел. Думаю, партия «Единая Россия» сама в этом виновата, а не мы. Но мы готовы с ней бороться как с серьезным и грамотным соперником. Принижать ее силу не стоит. И реальный уровень поддержки этой партии сегодня, он немаленький.

Думаю, что ее официальные результаты на парламентских выборах и в целом во многих регионах страны, конечно, завышены были. Но это серьезная политическая сила. Кстати, в Ярославле это будет видно. Урлашов готовит там абсолютно честные выборы в городской местный совет. Он на всех участках поставит КАИБы, где невозможно вброс сделать. Там будет огромное количество независимых наблюдателей. И украсть голоса не удастся. Я думаю, что «Единая Россия» получит свой честный рейтинг, который она там имеет. Думаю, около 30 процентов.

- А почему я не видел ни разу ни вашего выступления, ни подписи в защиту группы Pussy Riot? Или я что-то пропустил?

- Да нет, не пропустили. Я считаю, что это была сознательная провокация. Рассчитанная ровно на такой эффект. Я знаю людей, которые это организовывали - арт-группу «Война». Пересекался раньше с ними по политической деятельности. Я считаю их профессиональными провокаторами, причем, вы удивитесь, но в значительной степени связанными с властью. Не знаю, кто и как это все организовывал. И, во-вторых, я не считаю, что они сделали что-то хорошее для того, чтобы их защищать. Да, им дали чрезмерное наказание. Я за то, чтобы людей в тюрьму сажать только за убийство, преступления насильственного характера. А это просто избыточное наказание.

- Раз избыточное наказание, почему не побороться за его снижение?

- Слушайте, у нас в стране много людей, отбывающих избыточное наказание или неправосудно осужденных. И надо бороться за освобождение всех, а не нескольких. Есть профессиональные люди, юристы, которые занимаются освобождением неправосудно осужденных людей. Надо отдать это им. И я против того, чтобы вытаскивать это дело в политическую повестку дня. Потому что сразу на тебя вешается ярлык осквернителя храмов. Я не хочу. Я не такой. И я такие вещи не поддерживаю. И потому я никогда не пойду говорить что-то политическое в их защиту.

- Ярлык осквернителя храмов вам не нравится, но ведь другая сторона вам тут же повесит ярлык поборника совести и свободы…

- Поборника свободы чего? Совершать такие вандальские акции? На прошлой неделе памятник Ельцину облили тушью в Екатеринбурге.

Pussy Riot - громкое дело. И я думаю, что оно еще долго будет аукаться всем нам. К сожалению, болезненная рана на нашем обществе. Очень сильно раскололо людей, которые активно интересуются вопросами религии в обществе. Огромные конфликты на эту тему. В общем, на ровном месте. И ничего хорошего из этого дела не получается.

Да, я считаю, что имиджу церкви очень повредила последние события и ее связка с административными органами. Сейчас объявили , что будут создавать всероссийскую ассоциацию молодежных организаций. Она будет заниматься мессионерской деятельностью и благотворительностью. Занятия миссионерской деятельностью и попыткой привлечь как можно больше новых людей, заинтересовать их, обратить в веру - это нормальное поведение любой конфессии и церкви. Здесь главный момент в том, что не нужно использовать административных механизмов, чтобы искусственно туда людей загонять. Разнарядки на предприятия спускать и так далее. У нас любят заниматься такой ерундой.

Я считаю, что церковь себя сильно дискредитирует, если будет людей пытаться силком загнать в православную веру. Но все равно я категорически против такого рода действий, как у Pussy. Никакой политической поддержки люди, которые это совершают, от меня никогда не получат.