Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука16 декабря 2012 6:00

Над Бермудским треугольником летают гигантские пузыри

Ученые нашли подтверждение старой догадке: самолеты и корабли в «проклятом месте» губил природный газ метан

АРХИМЕД СБИЛ С ТОЛКУ

Гипотеза, объясняющая, почему в Бермудском треугольнике таинственным образом исчезают суда, появилась еще десять лет назад. Подозрения тогда пали на природный газ – метан. Его пузырьки как будто бы могут подниматься со дна и топить плавающие на поверхности предметы.

Но скептики засомневались, вспомнив открытие Архимеда: предметы плавают оттого, что их плотность меньше, чем у жидкости. Спрашивается: способны ли пузырьки настолько понизить плотность жидкости, что предмет пойдет на дно? Сколько их должно быть? И может ли в принципе газированная вода топит корабли? Ведь исходя из логики, выделение метана должно сопровождаться восходящими водными потоками, которые, наоборот, будут выталкивать корабли на поверхность.

В 2002 году Брюс Денардо из Аспирантуры ВМС США в горде Монтерей (штат Калифорния) с коллегами решили проверить, так ли это. Они залили четырехлитровую емкость водой, а потом с разным напором подавали снизу воздух. В емкость также помещались стальные шарики, заполненные в различной степени водой и воздухом. Шарики тонули!

Однако скептики вновь не поверили. Ведь эксперимент проводился в замкнутом объеме, в котором просто не было условий для восходящего потока. В открытом море глубинные воды вполне могут подниматься, но возвращаться в пучину они должны на некотором удалении. В это время они - глубинные воды - будут поддерживать плавучесть судна. И только в том случае, если судно резко накренится, оно может попасть в нисходящий поток и затонуть.

Но Донардо был уверен, что если какое-либо явление наблюдается в лабораторных условиях, оно может запросто произойти в любом другом месте.

ДРЕВНИЕ ИЗВЕРЖЕНИЯ

И вот сегодня теорию Денардо еще раз решили проверить австралийские океанографы - профессор Джозеф Монаган и студент Дэвид Мэй из университета Монаша в Мельбурне. Во-первых, они исследовали самые опасные области морского дна этого «дьявольского» треугольника. И нашли места древних извержений с большим скоплением метана.

Во-вторых, они пришли к выводу, что из пучин вырывались не малюсенькие пузырьки, хоть и в огромном количестве, а огромные газовые пузыри.

- Метан хранится в придонных зонах в виде кристаллогидратов - твердых соединений с водой, - объясняет профессор Джозеф Монаган. - Под влиянием идущего из земных недр тепла и других факторов метан выделяется из кристаллогидратов и образует мегапузыри под донными осадками. Эти пузыри могут под действием незначительных усилий - даже, например, потревоженные китом, - вырываться на поверхность воды. Такие «фугасы» просто переворачивают корабли, а затем затягиваются в образовавшуюся водяную воронку. А вырвавшийся на поверхность газ может взрываться при соприкосновении с воздухом, отчего гибнут и самолеты.

Для подтверждения своей теории океанографы провели компьютерное моделирование бермудского феномена. В специальную программу «закачали» принципы гидродинамики, а также все переменные, включая скорость гигантского метанового пузыря, давление и плотность, как газа, так и окружающих вод.

Вердикт компьютера был однозначен: любой корабль, попавший в гигантский пузырь, теряет мгновенно свою плавучесть и идет на дно. А поднявшись в воздух, эти метановые «бомбы» способны сбить и пролетающие самолеты.

Для большей убедительности ученые еще повторили десятилетние опыты Денардо. В большой резервуар, заполненный водой, выпускали из нижней части бака большие пузыри метана к плавающим на поверхности воды игрушечным кораблям.

- Нам удалось установить, что корабль шел ко дну, если он был расположен между серединой и внешним краем пузыря, - объясняет профессор Монаган. - Если же судно находилось на достаточно далеком расстоянии от края пузыря или же над ним непосредственно, ему самому не угрожала опасность. Подвергались риску члены экипажа, которые могли задохнуться ядовитым газом.

Возможно, именно это обстоятельство объясняет загадочные случаи, когда в Бермудском треугольнике обнаруживали суда с мертвыми моряками без следов насильственной смерти.

Кстати, мало кто знает, но суда таинственным образом исчезают не только в Бермудском треугольнике, но в Севером море и верхней Атлантике - между Новой Англией и Европой. В этих районах в придонных зонах также полно метана. Архивы свидетельствуют: между 1850 и 1975 годами там около 200 кораблей исчезли или их покинули люди. Почти в два раза больше, чем в Бермудах.

Однако тайна Бермудов все-таки еще не до конца разгадана. Ученым пока не ясно, как выглядит в действительности метановый пузырь и как он нарушает поверхность моря, вырываясь из океанских глубин?

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Ради эксперимента надо, конечно, утопить реальный корабль. И если получится, то проблемой наверняка заинтересуются военные. Майкл Стамборг из Колледжа ВМС США уже предлагает делать «бомбы плавучести», которые могли бы собирать и испускать пузырьки газа. По его словам, подводный аппарат будет добывать метан из подводных залежей, а потом подавать его на подводную цель. Поток метана понизит плавучесть корабля и может в принципе его потопить.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

Геолог-геохимик Игорь Яркий:

- Подобное выделение метана из кристаллогидратов, а затем его возгорание не исключает подобных катастроф и в будущем. Особую опасность в этом отношении представляет потепление, которое может стимулироваться техногенными выбросами углекислого газа в атмосферу. Нарушение природного равновесия в результате технологической деятельности людей способно разбудить и привести в действие механизм выделения огромного количества метана из кристаллогидратов океанов. Тогда на дно пойдут не только корабли, а целые островные государства.

СПРАВКА «КП»

Обычно Бермудским треугольником называют участок в Атлантическом океане между тремя условными линиями, соединяющими Мельбурн (юго-восточное побережье Флориды), Бермудские острова и Пуэрто-Рико.

С его загадкой впервые столкнулся Христофор Колумб, когда он по пути в Америку пересек Саргассово море и этот злосчастный район. В судовом журнале легендарного капитана сохранились такие записи: «в этой области наблюдаются странные танцующие огни на горизонте», «языки пламени в небе», «перебои в навигационных инструментах».

ДРУГИЕ ВЕРСИИ

Причиной исчезновения морских и воздушных судов были...

...источники энергии затерянного города Атлантиды - кристаллы, которые посылали волны из глубины океана, вызывая перебои в работе навигационных приборов.

...порталы, ведущие в другие измерения, оставленные на Земле представителями иных цивилизаций.

...преднамеренные атаки, включающие как военные действия, так и пиратство.

...геомагнитные аномалии, где выравниваются настоящий север и магнитный север, что может привести к изменениям навигационных приборов.

...разрушительные ураганы, а также очень большие волны.

...человеческий фактор, приведший к дезориентации в пространстве и путанице в датчиках.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

На дне Атлантики обнаружены «пирамиды Хеопса»

Еще в 1991 году океанограф Верлаг Мейер на пресс-конференции во Фрипорте утверждал, что во время обследования дна Бермудского треугольника в самом его центре с помощью специальной аппаратуры на глубине 600 метров были обнаружены две гигантские пирамиды. По размерам они превышали египетскую пирамиду Хеопса. По словам ученого, сделаны они были по неизвестной технологии из материала, похожего на очень толстое стекло. Мейер передал коллегам-ученым отчет о результатах исследований с чертежами пирамид и их точными координатами. Но подводная экспедиция - для проверки - была отложена на долгие годы.

Только в октябре 2012 года как будто бы нашлось подтверждение словам Мейера. Подводные объекты на той же глубине увидели и сняли на видео исследователи базирующейся в Канаде фирмы Advanced Digital Communication - Пол Вайнцвейг и его жена Полина Зелитская.

С помощью сонаров для фиксации рельефа дна и роботов для подводной съемки они нашли не две пирамиды, а три, и, действительно, выполненные будто бы из стекла. И даже обнаружили монумент, напоминающий египетского Сфинкса. Супруги предположили, что сооружения на дне рукотворные и вполне могут быть частью затонувшей Атлантиды.

- Мы не считаем, что природа способна производить сооружения с симметричной архитектурой, - комментирует свое открытие Полина.

Но скептики ставят находку под сомнение. Видео размытое - постройки не видны. По словам Пола и Полины удалось только создать компьютерную графику «города атлантов».

Впрочем, супруги Пол и Полина не скрывают координаты пирамид. Со временем исследователи проверят, что там на самом деле. Не придумана ли вся эта история.

Подробнее о подводных пирамидах.