Звезды2 июня 2013 15:33

Философия воина

На экраны Москвы вышел фильм режиссера Вонга Кар-Вая «Великий мастер». Фильм не о крутых драках, но с судьбоносными битвами
Кадр из картины «Великий мастер»

Кадр из картины «Великий мастер»

Я, наверное, впервые за долгое время столкнулась с неким воплощением тонкой эстетики. Фильм вызывает в памяти так много ассоциаций: все насыщенно классикой старого кино, неких сложившихся стереотипов и воспоминаний. Это девушки с лицами, как у фарфоровых кукол, это мужчины с масками равнодушия, это куртизанки с грубо нанесенным гримом и такими холодными улыбками. Битвы под дождем (куда же без него), битвы умов, битвы с закрытыми глазами, битвы мастеров. Старики, разговаривающие исключительно метафорами, и безликие толпы плохих ребят, которые разлетаются от звонких ударов в разные стороны. Все это вызывает сильнейший отклик, так как мы помним множество фильмов, подобных этому. Но это новая история. История, которая цепляет.

Фильм про Ип Мана, всем известного учителя Брюса Ли, показывает нам совершенно другую историю этого человека и воина. Тони Люн Чу Вай, сыгравший главного героя, расхаживает с прямой спиной и в белой шляпе так, словно родился именно тогда, в начале ХХ века. Его манера двигаться действительно несет в себе внутреннюю силу, за которой мы, затаив дыхание, наблюдаем. Он – южанин, и на его загорелом лице редко появляется улыбка.

Героиня Чжан Цзыи (прославившейся у нас после «Мемуаров гейши»),наоборот, пришла с севера. Дочь старого мастера должна забыть о боевых искусствах и стать врачом. Но судьба решает все иначе. Юная белолицая девушка, с глазами постоянно полными слез, утопает в черных мехах и уверенной поступью идет сквозь снега и годы к достижению своей цели, и ее битва на фоне бесконечно уходящего поезда не может остаться незамеченной.

«Великий мастер», без сомнений, подразумевает в своем названии Ип Мана. Именно он является главным героем. Именно его битва открывает и закрывает фильм. Именно по его часам и воспоминаниям ведется повествование. Тем не менее, параллельно нам как бы вскользь рассказывают о судьбе гоминдановца «Лезвия», открывшего свою школу. Погружают в детские годы красавицы Эр Гонг, которая унаследовала искусство боя, но не смогла его передать. Мы узнаем философию ее отца, который жил кодексом воина. О, мастеров в этом фильме более чем достаточно.

И главными мастерами, конечно же, стала съемочная команда. Музыкальное сопровождение фильма завораживает. Будь то сухие ударные или музыка, заставляющая нас, закусив губу, вслушиваться в речь героев. Будь то классическое сопрано, так неожиданно взрезавшее азиатскую атмосферу фильма или надтреснутый голос солиста китайской оперы, к которому не привыкло наше ухо. Скрипка, сливающаяся с китайскими духовыми, и шум дождя - как основная тема ленты. Так гармонично вписать все это музыкальное разнообразие в канву фильма – действительно чудо.

Весь фильм, однако, насыщен черным цветом в разнообразных сочетаниях. Золото и дерево борделя, снег и меха севера, бумага и черная тушь, капающая с кисти. Белая шляпа Ип Мана с повязанной на ней черной лентой и весь образ мастера, в длинных черных одеждах, развевающихся при каждом его движении. Фильм протекает в мрачной атмосфере, но и в стране того времени бушует война. И судьбы у героев далеко не радужные.

Каждый бой, каждое движение удивляет своей неповторимостью. Казалось бы, что можно изменить в драке, кроме декораций? Оказывается, все, и в первую очередь – настроение...

ПРИГЛАШАЕМ:

В 7-этажный кинотеатр!