Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Дом. Семья27 августа 2013 16:00

«Великие по собственному выбору»

Незанудная книга о том, как вести бизнес по-занудски и прийти к успеху!
Источник:kp.ru

Прочитать книгу.

Информационный шум, доносящийся изо всех щелей, сформировал глуповатый стереотип, что наиболее успешный бизнес создавался «нахрапом». Вот фильм про кучерявого самоуверенного подростка, который угадал, что привлечет внимание сверстников и создал крупнейшую в мире социальную сеть. Вот фотография Стива Джобса, сидящего в офисе собственной компании, закинув ноги на стол. Посыл – будь смелым, плюй на общепринятые правила, постарайся предугадать будущее ­– и все удастся. Книга «Великие по собственному выбору» после этого всего действует отрезвляюще. Мол, закинув ноги на стол и «разрушив внутренние границы» успешным предпринимателем не стать. Нужен нудный, кропотливый расчет и долгий упорный труд. Что же, иногда полезно услышать хоть и не самую приятную, но правду.

Книга Джима Коллинза и Мортена Хансена построена на сравнении так называемых «десятикратников», то есть компаний, чей результат превышает средний по отрасли как минимум в 10 раз и их неуспешных собратьев. Но подобный сухой анализ был бы скучен, если бы авторы не добавили туда интересную параллель – параллель с покорителями Южного Полюса Руалем Амундсеном и Робертом Скоттом. Почему? Да потому, что один из них преуспел, оставив на самой южной точке Земли флаг своей страны, а другой – проиграл, сгинув вместе с командой в ледяной пустыне.

Кем быть вам: Амундсеном или Скоттом: вот вопрос, который ставится в самом начале книге и на который вам предстоит ответить лишь в конце. «Победа ожидает того, у кого все в порядке, — и это называют удачей! Поражение безусловно постигает того, кто не принял вовремя необходимые меры предосторожности, — и это называют неудачей!» - сказал победитель-Амундсен. Так надо ли нестись сломя голову, не просчитав риски и надеясь на Его Величество Случай?

Книга «Великие по собственному выборы» дает порой шокирующие советы, идущие вразрез со всем, что вы знали раньше. Один из них - не торопиться с инновациями. В это трудно поверить, но исследования Коллинза и Хансена показали, что большинство «десятикратников», таких как Intel, были как раз умеренными консерваторами и не спешили переключаться на что-то новое, пока оно не покажет себя в действии. Ради интереса авторы тут же рассказывают читателю об ошибке, принадлежавшей авантюристу Роберту Скотту. Понадеявшись на технический прогресс, англичанин сделал ставку на новомодные «моторизированные сани», которые сломались в первые дни экспедиции. Кем был Амундсен, по сравнению с ним? Параноиком. Перестраховщиком. Занудой. Это он брал с собой огромный запас еды, долгое время учился выживать в условиях полярного климата у эскимосов и не делал ни шагу, не предусмотрев все «а если…». «Великие по собственному выбору» - это очень занятная коллекция чужих «шишек», узнав о которых вы сумеете не набить собственные.

Немало страниц авторы посвятили описанию методов работы над книгой, на которую у них ушло целых девять лет. Хансен и Коллинз подробно объясняют, почему именно они выбрали для сравнения, как следует понимать тот или иной тезис.

«Все концепции в этой книге мы выводили из собранных данных. Мы формулировали из них гипотезы, опробовали эти гипотезы на собранных фактах, видели, как те трещат и ломаются под грузом противоречащих свидетельств, искали новые теории, пересматривали их, снова и снова их испытывали, пока все концепции не пришли в полное соответствие с фактами», - рассказывают авторы о своем труде.

Говоря о недостатках «Великих по собственному выбору», можно выделить один, но очень значительный. Дело в том, что все советы книги «заточены» в первую очередь под бизнес-гигантов, и следовать им, если вы – владелец небольшого магазина, - все равно, что лечить кошку лекарством для слона. Тем не менее, толковый руководитель даже не самой крупной компании сможет вынести для себя пользу даже из нее и, что уж точно, расширить собственный кругозор и насладиться увлекательным чтениям о великих бизнесменах, которые, будто Руаль Амундсен, пришли к своей цели, надеясь не на удачу, а на собственный ум.