Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество22 января 2014 22:00

Одобрил бы Роберт Бернс «развод» Шотландии с Лондоном?

25 января – день рождения великого поэта и «славного горского парня»
Источник:kp.ru
В эти дни у шотландцев есть два повода для тостов: «За вечную память Роберта Бернса 
(на иллюстрации)» и «За независимость!».

В эти дни у шотландцев есть два повода для тостов: «За вечную память Роберта Бернса (на иллюстрации)» и «За независимость!».

«В моей душе покоя нет…»

Подхожу к глиняной мазанке с высокими каминными трубами. Соломенная крыша под тяжестью веков глубоко осела на окна. Здесь, в местечке Аллоуэй поблизости от Глазго, жила семья крестьянина Уильяма Бернса. Первенец, которого назвали Робертом, родился 25 января 1759 года. Этот день отмечает вся Шотландия. И праздновать начинают загодя.

В пабе Tam O’Shanter, что возле дома Бернса, все связано с великим бардом. На стенах - отрывки из поэмы под тем же названием о местном гуляке и выпивохе Тэме О’Шентере. Посетители держатся «на его уровне»: кричат, стучат по столу кружками с пивом. Сразу чувствуешь, что ты не в Лондоне. Шотландцы - не чета англичанам: открытые, задиристые, предпочитают «дому-крепости» веселые компании…

Стол, за который меня позвали, громко, с воодушевлением поет. Слова трудно разобрать, но почему песня такая знакомая? Да это же «В моей душе покоя нет: весь день я жду кого-то»! Да, из фильма «Служебный роман». Бернс написал слова на шотландском диалекте английского языка. А Маршак точно воспроизвел стихотворную ритмику.

В пабе тесно и жарко, потолки низкие. Из кухни, которая выходит прямо в зал, официант выносит нечто вроде огромной тефтели. «Могучему Хаггису» - блюду из бараньих потрохов - Бернс посвятил оду. И вот уже «тамада» - рыжий здоровяк лет пятидесяти произносит тост «за вечную память Роберта».

А потом начинаются споры о том, одобрил бы Бернс «развод» Шотландии с Лондоном.

Дворцы и яхты - редкость

18 сентября в Шотландии пройдет референдум. На нем северяне должны решить: оставаться им в Соединенном Королевстве или жить в независимом государстве? Если они выходят, что будет дальше? Рассказываю новым знакомым в пабе, как ответил на этот вопрос «духовный отец» грядущего плебисцита Алекс Салмонд, когда мы встретились в Эдинбурге.

- Вот самый подробный проект для любой независимой нации, - мистер Салмонд с гордостью протянул мне увесистый том, озаглавленный «Будущее Шотландии». - Официально главой остается монарх Великобритании, валюта тоже прежняя - фунт стерлингов, а все остальное - наше. В том числе нефть и газ в Северном море. Мы получаем свой голос в ООН и других международных организациях. Сами будем поднимать зарплаты, собирать налоги. Избавимся от ядерного оружия на нашей земле, создадим собственную армию.

Национальный герой Шотландии Уильям Уоллес (в фильме «Храброе сердце» его сыграл Мэл Гибсон) посвятил жизнь борьбе с англичанами. Семьсот лет прошло, а дело его живет.

Национальный герой Шотландии Уильям Уоллес (в фильме «Храброе сердце» его сыграл Мэл Гибсон) посвятил жизнь борьбе с англичанами. Семьсот лет прошло, а дело его живет.

59-летний Алекс Салмонд был депутатом британского парламента и даже членом правительства в Лондоне. Но в отличие от многих его земляков не остался на берегах Темзы, а вернулся домой. Уже три с лишним десятка лет (!) возглавляет Шотландскую национальную партию (ШНП), которая добивается независимости. Прославленный уроженец Эдинбурга Шон Коннери назвал его «лучшим лидером, который когда-либо был у Шотландии».

- Я не сомневаюсь в результате референдума, - с металлом в голосе произнес мистер Салмонд. - Ведь даже сейчас у нас живут лучше, чем в Англии. К примеру, в здравоохранении все бесплатно: дома для престарелых, рецепты, парковка у больниц.

Не поспоришь и с другим аргументом лидера ШНП: в Шотландии нет такой огромной пропасти между богатыми и бедными, как в Лондоне. В Эдинбурге я увидел одну-единственную яхту, и та теперь музей - Royal Yacht Britannia, которая с 1953 года почти 45 лет верой и правдой служила королеве. Dolce&Gabbana и Prada до сих пор не захватили центры городов. И дворцы миллиардеров - редкость.

- У нас не все так замечательно, как уверяет Алекс! Безработных больше, чем в Лондоне, - опустошая кружку, возражает один из завсегдатаев паба в Аллоуэйе.

- Важнее, что мы станем свободными, - перебивает его другой.

Этот тезис - главный для многих «раскольников». Они не забывают, каким великим и могучим был их народ. Гордость за родной край чувствуешь здесь все время. В центре Глазго, Эдинбурга, Инвернесса, Абердина, других городов и маленьких местечек - памятники Марии Стюарт, Вальтеру Скотту и Роберту Бернсу, знаменитому экономисту Адаму Смиту, изобретателю паровой машины Джеймсу Уатту. «Скотты» уверены, что их литература богаче английской, а пиво и виски - № 1 в мире. Между прочим - держись, читатель! - существует 2,5 тысячи разновидностей шотландского виски. Северяне также не сомневаются, что именно в их краях впервые появились почтовые марки и открытки, «дайджестив» (сухое печенье), волынка (музыкальный инструмент), килт (мужская клетчатая юбка)…

Мистер Салмонд умело играет на чувствах соотечественников. Как раз 700 лет назад, в 1314 году, «скотты» разгромили короля Англии Эдуарда Второго в битве при Бэннокберне. Будет «юбилейный плебисцит»!

Соединенное Королевство развалится?

Однако половина северян не хочет «развода» с Лондоном. У них полно своих доводов. В том числе такой: как независимая Шотландия будет гасить гигантский долг - 120 млрд. фунтов стерлингов (почти 200 млрд. долларов)? И социальные программы действуют благодаря субсидиям с берегов Темзы.

От референдума, конечно, не в восторге и на Даунинг-стрит. Для премьер-министра Дэвида Кэмерона неудачный исход референдума будет прямо-таки катастрофой. Не сумел сохранить успешный союз четырех наций!

Убийственный прогноз на более далекое будущее выдала профессор истории Принстонского университета США Линда Колли: «Соединенное Королевство постепенно развалится, став средой обитания изолированных племен (валлийцы, северные ирландцы и т. д.), находящихся в окружении враждебного и опасного мира».

У англичан, да и не только у них, есть и еще один очень серьезный повод для тревоги: недавно суверенитета затребовали в графстве Корнуэлл.

- Вас вдохновил пример Шотландии? - спрашиваю председателя тамошней национальной партии Дика Коула.

- Естественно! - Дик кричит в трубку так, что она дергается у меня в руках. - Нам хуже, чем им! Шотландия 115 лет назад все-таки получила свой парламент. А мы - ничего!

Если уж регионы самой Англии хотят себе больше власти, то что говорить о Северной Ирландии. Там борьба за независимость веками выплескивалась в самом грозном обличье: бомбы, стрельба, убийства. «Страшно подумать, что начнется, если Ольстер примет «эстафету сепаратизма» у Эдинбурга», - пугает читателей лондонская «Таймс».

✖ ✖ ✖

Как Роберт Бернс отнесся бы к тому, что происходит сейчас в его родном крае? Этот вопрос задаю его землякам. Один из них в ответ цитирует: «В горах мое сердце…» Другой возражает тоже стихами Бернса: «Могу вам предсказать я, что будет день, когда кругом все люди станут братья».

В общем, и тут шотландцы спорят…