Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды1 апреля 2014 8:12

Милан Кундера против ног русских женщин

1-ого апреля исполняется 85 лет чешскому, а теперь уже французскому, писателю
Чешскому, а теперь уже французскому, писателю Милану Кундере исполняется 85 лет.

Чешскому, а теперь уже французскому, писателю Милану Кундере исполняется 85 лет.

Как же всё-таки хорошо, что книги некоторых авторов попадают нам в руки в определённом порядке. Попадись мне первой "Невыносимая лёгкость бытия", являющаяся, безусловно, визитной карточкой Кундеры, и не получить мне никакого эстетического удовольствия от остальных его произведений. Дело в том, что именно в своей "визитке", старикашка, в каждой своей книге упоминающий советские танки, перестарался со своей русофобией. Советские танки в каждой книге, я, как читатель, ему прощал. Прощал за остальные, неоспоримые сильные стороны его творчества. Но в этой книге, как я уже сказал, Кундера превзошёл самого себя - он замахнулся на ноги русских женщин. Представляете, так, подлец, и написал, что, мол, у чешских-то дам ноги - ого-го - и длинные, и стройные, "каких никогда не было у русских женщин". Дальше я не стал и дочитывать. С невыносимой лёгкостью книжка полетела в мусорное ведро.

К счастью, эта книга была последней непрочитанной у этого автора. До этого я успел с восторгом и удовольствием перечитать другие его книги. Даже не знаю, что мне там у него понравилось больше - юмор ли, описание ли быта, действительности, атмосферность ли. Или, может быть, всё вместе. Как талантливо, с каким юмором, Кундера описывает свою студенческую молодость, Чехию того времени, как он "играет" с героями и сюжетом. Каждый раз, открывая очередную его книгу, я погружался в атмосферу "социалистической Чехословакии". Сколько романтики было в сливовой настойке, распиваемой главным героем и какой-нибудь студенткой - главой комсомольской ячейки.

Несколько позже, я понял, что сам Кундера вряд ли бы разделил мои восторги коммунистическим бытом. Сам-то он, как и большинство главных его героев, этот строй ненавидел. Чувствую себя туристом, которому абориген демонстрирует все изъяны своего общества. А турист воспринимает это как некую экзотику, самобытность.

- Вот как у вас здорово, - говорит во мне турист.

- Посмотри, как плохо мы жили, - отвечает мне автор-экскурсовод.

Тяжело, в общем, было Кундере, практически невыносимо. Танки советские кругом, только чешские ноги и спасали.

Но вернёмся к «визитной карточке» пожилого русофоба. Допускаю, что Кундера скатился до банальных оскорблений уровня трамвайного хама по причине бессилия и злобы – устав от своей же собственной тавтологии с советскими танками, не придумал ничего другого. К тому же, это могло быть чем-то сугубо личным. «Невыносимую лёгкость» Кундера писал уже в Париже, где, сами понимаете, отношение к эмигранту из Восточной Европы было не самое хорошее. На момент выхода книги, её автору было уже слегка за 50, когда легче сказать «сам дурак» и «ноги не те», чем признать свою непопулярность среди местного населения.

Это всё понятно. Удивляет другое – почему эта книга имела такой большой успех у российского читателя. Ни одну русскую женщину не смутила выходка француза-неофита? И ни одному русскому мужчине не стало обидно за своих знакомых девушек?

Понимаю, что обвинение в «не таких» ногах русских женщин настолько абсурдно, неуместно и не соответствует действительности, что читатели могли не воспринять всерьёз эту претензию. Но всё же. Подобное заявление является оскорблением по национальному признаку, разжигает вражду на национальной почве. Эту книгу стоило бы признать экстремистской литературой.

Если же допустить, что Кундера написал это искренне, и, возможно, на тот момент просто не видел русских женщин, с ногами не хуже, чем в лучших домах Праги, то сейчас, к своим 85-ти, надеюсь, он восполнил сей пробел в своих познаниях. В крайнем случае, он может посмотреть картинки в Интернете.

Учитывая нынешнюю политическую ситуацию в мире, предлагаю юбиляру, если он ещё этого не сделал, написать опровержение, и принести свои извинения всем русским женщинам. А мы – русские – народ отходчивый и отзывчивый, мы поймём, и даже, в свою очередь, пожелаем Кундере успехов в творчестве и новых книг.