Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды18 мая 2014 4:26

Истории обыкновенного безумия

«Сен-Лоран», «Зимняя спячка», «Пленница» и другие конкурсные фильмы Каннского фестиваля
"Пленница"

"Пленница"

Чемпион фестивальной скуки турок Нури Бильге Джейлан показал в конкурсе невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству "Зимнюю спячку" - как бы вторую серию своего хита "Отчуждение", где тоже красиво шел снег, а представитель творческой интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты.

Герой "... спячки" - такой же творческий импотент, как герой "Отчуждения", и тоже болтает, не затыкаясь, как и положено представителям творческой интеллигенции, - о непротивлении злу насилием, о написании "больших толстых книг", о благотворительности и т. д. Таких героев - как бы ни про что, способных только на то, чтобы колебать воздух - мы уже не раз видели. Такие диалоги - как бы ни о чем, по мотивам и следам Чехова - мы уже не раз слышали. Время от времени, когда режиссеру надоедает бичевать гнилую турецкую интеллигенцию, к которой он сам принадлежит, он выходит на свежий морозный воздух, включает высокодуховного Шуберта и фиксирует пейзаж в тумане и одинокую фигуру в нем, и Дом - на этот раз Отель, высеченный в живописной анатолийской скале, и Женщину в окне, и, наконец, - как же без нее? - белую лошадь - стреноженную, но в результате все-таки отпущенную на свободу. К лошадям обычно хорошо идут яблоки, но подобное сочетание превратило бы опус Джейлана и вовсе в комедию. А для того, чтобы дойти до степени разложения, достигнутой Атомом Эгояном, работающим теперь исключительно в жанре непреднамеренной комической пародии на собственное творчество, главному турецкому режиссеру все же понадобятся годы и годы. Нет, в своем новом свершении, «Пленница», Эгоян, как и полагается высокому автору, отнюдь не обрел чувства юмора. Он желает снять триллер на актуальную тему киднэппинга и педофилии, на худой конец драму о превратностях судьбы, но получается трэш-феерия с опереточным злодеем, истязающим похищенную у Райана Рэйнолдса девочку музыкой Верди, снотворным, подсыпанным его соратницей-вамп ведущей расследование полицейской и играми в дешевый психоанализ.

После этих чудовищных испытаний для психики глотком чистого воздуха явилась аутентичная комедия — "Дикие истории" аргентинца Дамиана Шифрона. Это коллекция комедийных короткометражек на тему охватывающих людей под воздействием социальных обстоятельств или межличностных отношений паранойи и бешенства. Переквалифицировавшийся в летчики музыкант-неудачник по имени Габриэль Пастернак собирает полный самолет своих обидчиков, чтобы разбиться вместе с ними. Отчаявшись найти справедливость в бюрократическом аду, специалист-подрывник взрывает на хрен одну из многочисленных его резиденций и, отправившись за решетку, становится народным героем в интернете. Фильм моделирует ситуацию перманентного стресса, в который безвылазно погружены жители больших городов, и через гротескный его показ пусть ненадолго освобождают от него кинозрителей. Вот где, извините, психоанализ.

Линейку кинобиографий замечательных людей (уже были показаны киноленты о Грейс Келли и художнике Тернере) продолжил очередной фильм об Иве Сен-Лоране авторства актуального французского режиссера Бертрана Бонелло. Понятно, отчего любовник и бизнес-партнер великого модельера не одобряет эту картину, в отличие от только что вышедшей в прокат мыльной поделки Жалиля Леспера. В ней нет ни мелодраматизма, ни этапов большого пути, ни особого пафоса — зато есть абсолютная убедительность образов и попытка растворить зрителя во времени и среде YSL. Заглавный герой в смелой трактовке Бонелло (его играют Гаспар Уллиель и культовый, полузабытый Хельмут Бергер) предстает продолжением образа Тирезии, мифического существа, женщины и мужчины в одном флаконе — оно было героем одноименного фильма Бонелло, 11 лет назад также участвовавшего в каннском конкурсе. А мастерская великого кутюрье то и дело оборачивается борделем наподобие того, что был явлен им в «Апполониде» - повествовании о жизни парижского публичного дома. Для успеха «Сен-Лорану» не хватает всего ничего - еще большей отвязности, крутизны и радикализма. Картине совсем бы не повредила 10-минутная протокольная порносцена Гаспара Уллиеля с Луи Гаррелем или на худой конец Жереми Ренье - наподобие той, что украсила «Жизнь Адель». Да и история с ротой бравых пожарных, пришедших развлекать кутюрье в его мастерскую, как-то не доведена до конца.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Канны-2014. Обычные подозреваемые 14 мая на французском Лазурном берегу открывается один из самых престижных кинофестивалей мира. Россия представлена в главном конкурсе фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан» Прошлогодний Каннский фестиваль с неожиданной победой «Жизни Адель» выдался каким-то воодушевляюще нетипичным. До него я два фестиваля подряд самым циничным образом усаживался писать заключительные репортажи, не дожидаясь фактических триумфов «Древа жизни» и «Любви» - настолько очевидными и предсказуемыми они были (безотносительно художественного качества этих картин - для меня как раз не столь очевидного). (читайте далее)

Канны-2014. Обычные подозреваемые

14 мая на французском Лазурном берегу открывается один из самых престижных кинофестивалей мира. Россия представлена в главном конкурсе фильмом Андрея Звягинцева «Левиафан»