Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды24 мая 2014 21:20

Канны впали в «Зимнюю спячку»

Самый пафосный в мире кинофестиваль завершился победой турецкого фильма. У «Левиафана» Андрея Звягинцева приз за лучший сценарий
Режиссеру Нури Бильге Джейлану приз вручили Ума Турман и Квентин Тарантино

Режиссеру Нури Бильге Джейлану приз вручили Ума Турман и Квентин Тарантино

Фото: REUTERS

Триумфатора этого года, турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана, долго вели к этой весьма спорной, с моей точки зрения, победе. С 2003 года Канны регулярно закидывали его наградами, последовательно ведя к высшей ступеньке пьедестала: приз за режиссуру (за «Трех обезьян»), дважды Гран-при (за «Отчуждение» и «Однажды в Анатолии») и вот, наконец, «Золотая пальмовая ветвь» - за невыносимую по длительности (3 часа 16 мин.) и занудству «Зимнюю спячку». Фильм, до середины которого досидит редкий современный зритель, если его, конечно, не подвергнуть наркозу.

Это как бы вторая серия «Отчуждения», где тоже красиво шел снег, а представитель турецкой художественной интеллигенции сталкивался в непримиримом противостоянии с культурно и классово чуждым элементом из низшей касты. Герой «... спячки» - такой же творческий импотент, и тоже болтает, не затыкаясь, - о непротивлении злу насилием, о написании «больших толстых книг», о благотворительности и т. д. Таких героев - как бы ни про что, способных только на то, чтобы сотрясать воздух - мы уже не раз видели. Такие диалоги - как бы ни о чем, по мотивам А.П. Чехова - мы уже не раз слышали. Но в фильме, безусловно, содержатся элементы «большого кино» - в те редкие минуты, когда режиссеру удается заткнуть рот своим персонажам и выйти на свежий морозный воздух, чтобы полюбоваться пейзажем в тумане, одинокой фигурой в нем, а также — ну куда же без нее? - дикой белой лошадью - стреноженной, но в результате все-таки отпущенной на свободу.

«Зимняя спячка»

«Зимняя спячка»

Н. Б. Джейлан воплощает собой тот тип вымороченного, выспреннего автора, с детства укушенного призраком А. А. Тарковского, который, казалось, после знаменовавшей смену вех прошлогодней каннской победы «Жизни Адель», должен был, наконец, отойти в прошлое. Но нет, как видим, быстро такие дела не делаются. Киноклубники ликуют, но и на нашей улице когда-нибудь будет праздник...

С самого начала было ясно, что главной интригой каннского конкурса этого года станет противостояние Джейлана и Андрея Звягинцева. Но Звягинцев, начинавший с универсальных кинопритч, все больше дрейфует в сторону внятных социальных историй, которые, несмотря на их глубокую культурную и библейскую подоплеку, до конца понятны только на родине. Фестивальный же истеблишмент по-прежнему ждет от него символически белых лошадей, желательно с яблоками. Великолепный кит, плещущийся в Баренцовом море, почему-то его не очень устраивает. Тем не менее, «Левиафану» достался приз за лучший сценарий, то есть, как справедливо заметила коллега Елена Плахова, жюри поощрило прежде всего заложенные в картине смыслы. Поэтому не будем преуменьшать значение этой награды.

«Левиафан»

«Левиафан»

Остальные призы распределились вполне удовлетворительным образом. Гран-при жюри Джейн Кэмпион отдало картине «Чудеса» (Le meraviglie) итальянки Аличе Рорвахер, ставшей одним из главных чудес и удивлений конкурса. Это выросшее из великой итальянской традиции (как неореализма, так и Феллини) и при этом ни на что не похожее, со вкусом, цветом и запахом, невиртуальное, едва ли не тактильно осязаемое кино. Символично, что приз молодой итальянке вручала не кто-нибудь, а сама София Лорен.

«Охотник на лис»

«Охотник на лис»

За режиссуру отметили американца Беннета Миллера. Его фильм «Охотник на лис» (Foxcatcher) — качественная, превосходно разыгранная, «основанная на реальных событиях» спортивная драма, которой каннский приз, в целом, без надобности - хватило бы и неизбежных предстоящих «Оскаров».

Приз жюри весьма остроумно поделили между дерзким 25-летним юнцом Ксавье Доланом и не менее дерзким 83-летним старцем Жан-Люком Годаром. Ни тот, ни другой официальных каннских наград до сих пор не получал.

Долан, в 25 лет выпустивший свой пятый по счету (!) фильм и впервые прорвавшийся в главный каннский конкурс, показал лучшую на сегодня свою картину, «Мамочка» - нежную и смешную полуавтобиографическую драму о неврозе любви между сыном и матерью. Неутомимый же авангардист Годар выступил с упоительным варевом в 3D под названием «Прощай, язык», в котором главную роль исполнила его собака. За наградой он, естественно, не явился.

«Мамочка»

«Мамочка»

Приз за женскую роль достался мужественной Джулианне Мур, сыгравшей воплощение всех смертных грехов в жесткой сатире на Голливуд «Звездная карта» (Maps to the Stars) Дэвида Кроненберга. Интересно, что в финале этой картине Мур получает убийственный удар по голове как раз позолоченной статуэткой.

«Звездная карта»

«Звездная карта»

Симметричный мужской приз более чем предсказуемо, но в то же время и справедливо отошел к великолепному Тимоти Споллу, сыгравшему заглавную роль в фильме выдающегося английского классика Майка Ли о другом еще более выдающемся классике Уильяме Тернере (Mr. Turner).

«Тернер»

«Тернер»

Еще из хороших новостей: в кои-то веки совсем не досталось наград дважды каннским лауреатам братьям Дарденнам, показавшим самый слабый свой фильм - «Два дня и одна ночь» с лауреаткой «Оскара» Марион Котийяр.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Ума Турман и Квентин Тарантино флиртовали на закрытии 67-го Каннского фестиваля

В Каннах прошла церемония закрытия 67-го кинофестиваля: главный приз в этом году уезжает в Турцию. Лауреатом «Золотой пальмовой ветви» стала картина турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана «Зимняя спячка». Драгоценный приз в изящной коробочке ему вручили актриса Ума Турман и режиссер Квентин Тарантино (читайте далее)

КСТАТИ

15 модных провалов Каннского фестиваля

За эти дни мы увидели немало эффектных нарядов, но далеко не все из них можно назвать блестящими. Вспоминаем самые провальные образы Каннского фестиваля-2014 (читайте далее)