2016-08-24T02:47:18+03:00

«Только грунта на БАМе отсыпали столько, что можно опоясать земной шар!»

Бывший начальник ГлавБАМстроя, Герой Социалистического труда Ефим Басин рассказал «Комсомолке» о колоссальной работе, проделанной строителями магистрали
Поделиться:
Комментарии: comments9
Герой Социалистического труда Ефим Басин.Герой Социалистического труда Ефим Басин.
Изменить размер текста:

ДОСЬЕ «КП»

Ефим БАСИН родился 3 января 1940 года. В 1962 - 1980 годы трудился на стройках Севера Европейской части России и Сибири, прошел все ступени карьерной лестницы - от нормировщика до руководителя крупного треста. В 1980 году назначен заместителем начальника, а с 1984 по 1990 годы - начальником ГлавБАМстроя, замминистра транспортного строительства СССР. Дважды — в правительствах Черномырдина и Примакова - становился министром строительства и председателем Госстроя России. С 2007 года - генеральный директор организации «Корпорация Инжтрансстрой»

Рис IX. Папа, мама, я - спортивная семья.

Рис IX. Папа, мама, я - спортивная семья.

Герой Соцтруда, лауреат Государственной премии, Заслуженный строитель России. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, орденами Ленина, «Дружбы народов», удостоен пяти благодарностей президента России, в том числе дважды от Владимира Путина.

«ШКОЛА МИНИСТРОВ»

- Байкало-Амурская магистраль — не первая стройка в моей биографии. В 1974 году, когда на БАМ уже потянулись первые отряды комсомольцев, я возглавлял на Крайнем Севере управление «Печорстрой». Крупный трест: 10 тысяч работающих. Объекты разбросаны на огромной территории — республика Коми, Ямало-Ненецкий округ, да в добавок еще северные районы Тюменской и Архангельской областей. Строили три железные дороги, в том числе Сыня - Усинск (к месторождениям нефти), аэропорты, депо, морской порт, жилье... Чтобы объехать все объекты, требовалось два месяца!

Министр И.Е. Ливитин на нешем объекте М1 Берарусь Москва-Минск. 8 августа 2008 г.

Министр И.Е. Ливитин на нешем объекте М1 Берарусь Москва-Минск. 8 августа 2008 г.

В 1978 году из ЦК КПСС поступило предложение поучиться в Академии народного хозяйства. Это был ее первый набор. Слушателей отбирали по одному представителю от каждого союзного министерства и республики. Лекции читали академики Абалкин, Аганбегян, Бунич, Попов. Потом наш набор называли «школой министров»: пятеро из нашего выпуска стали союзными министрами и 15 - заместителями министров.

Окончив академию, в 1980-м, в ЦК КПСС получил назначение на БАМ. Как сейчас говорят в таких случаях, это было предложение, от которого не принято отказываться.

Какой быть столице БАМа Тынде. В.А. Сущевич, Г.М. Левин, И.С. Розинов, Е.В. Басин, А.П. Кожевников.

Какой быть столице БАМа Тынде. В.А. Сущевич, Г.М. Левин, И.С. Розинов, Е.В. Басин, А.П. Кожевников.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС — СТИМУЛ ДЛЯ КОНКУРЕНЦИИ

- Усть-Кут был в то время дырой страшной. Но, во-первых начальника ГлавБАМстроя Константина Мохортова, по-видимому, устраивало, что я не буду маячить перед ним в Тынде. А во-вторых, готовилась к сдаче первая часть БАМа Лена — Кунерма. Дел было невпроворот!

БАМ — это, конечно, колоссальная школа. Кроме профессионализма требовалась дипломатия. К опытным людям требовался один подход, к молодежи — другой. Свой подход требовался к каждому из шефов (в строительстве принимали участие представители всех союзных республик, которые конкурировали друг с другом). Порой приходилось идти на маленькие хитрости.

Так, к примеру, приезжаю в Таюру к армянам и говорю:

- А грузины очень красивый камень из Грузии в Нию завезли. Будут отделывать вокзал в национальном стиле.

Армяне вскоре завезли в Звездный туф с родины и с особым старанием отделали вокзал Таюры. Стремились сделать красивее, чем у других отрядов. Станцию Таюра (Звездная) построили армяне, Улькан — азербайджанцы, станцию Ния — грузины, Урган — украинцы, Алонку — молдаване, а на станции Кунерма потрудились чеченцы, осетины, карачаевцы, черкесы, кабардинцы, балкарцы и строители из Дагестана.

Трестами на западном участке БАМа руководили очень серьезные люди. Например, кадровые минтрансовцы Лебедь и Евтушенко, - люди задиристые, со сложным и независимыми характерами. Один «маршал бронетанковых войск» чего стоил! Так звали за глаза Василия Евтушенко: стихи писал и так их декламировал, что стены дрожали. Единственный, кстати, управляющий трестом, проработавший на БАМе с начала строительства и до его завершения.

На стыковке. 1984 г. Ахит Гинненчеков.

На стыковке. 1984 г. Ахит Гинненчеков.

ПЛОЩАДЬ НА ТРИ ФРАНЦИИ

- Объемы работ выполняли огромные. В полотно БАМа отсыпано 570 миллионов кубометров грунта. Цифра фантастическая! Этого объема достаточно, чтобы опоясать весь земной шар по экватору слоем земли толщиной в метр и шириной в девять метров. Это во-первых.

Во-вторых, каждый сотый километр БАМа получился подземным — в тоннелях, каждый десятый надземным — по мостам и путепроводам. Тоннели дались очень тяжело.

Сейчас принято говорить, что уже тогда СССР был в застое. Но на БАМе жизнь бурлила. Приоритетом был не длинный рубль, а желание прикоснуться к великому. Деньги платились не зря. Люди жили в палатках, в вагончиках. Были построены 50 новых городов и поселков. С нуля, в тайге, в тундре. Это и комары, и вечная мерзлота, и болота, и скалы. Железную дорогу проложили через семь горных хребтов. Это примерно 1,5 миллиона квадратных километров — три Франции. В этой зоне сосредоточены треть природных ресурсов всей страны. Серьезная стройка, которая была проведена в экстремальных условиях. Но дело того стоило!

Рис VII. Памятная стела в Куанде.

Рис VII. Памятная стела в Куанде.

Когда я был министром строительства России, проводился эксперимент по отправке грузов из Японии в Европу. По морю на это уходит 26 дней. По железной дороге, в том числе через БАМ, контейнеры доставили за 14 суток. Эта дорога может связывать Азию и Европу. Если проложить вторые пути, это даст толчок в экономическом развитии территории между Байкалом и Амуром, и обеспечит транзитные мощности страны.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «БАМ: Люди и судьбы»

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также