Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-5°
Boom metrics
Звезды10 июня 2014 22:00

Леонид Парфенов: Мы ленивы и нелюбопытны. С этим и Пушкин не знал, что поделать

Журналист в фильме «Цвет нации» сравнил две России: сегодняшнюю и столетней давности
«Телевидение - не то место, где рассматривают фотографии», - считает Парфенов и оживляет их как может, в своем фирменном стиле. Это - реальный снимок Прокудина-Горского, а журналист (на фото - в кружке) по нему «прогуливается».

«Телевидение - не то место, где рассматривают фотографии», - считает Парфенов и оживляет их как может, в своем фирменном стиле. Это - реальный снимок Прокудина-Горского, а журналист (на фото - в кружке) по нему «прогуливается».

В начале прошлого века ученый-химик, пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский объезжал Российскую империю с целью запечатлеть ее для потомков. Благодаря уникальной технологии и сегодня его работы не потеряли красок; невозможно поверить, что все это было снято так давно. Спустя сто лет по следам былых экспедиций отправился Леонид Парфенов, чтобы наглядно показать, как изменилась наша страна. Получился фильм «Цвет нации».

- К каким выводам вы пришли, сопоставляя две эпохи?

- Вывод один: той страны нет. Все-таки, хотя это с трудом осознается, мы живем уже в третьей стране в течение одного века. Конечно же, постсоветская Россия произошла от Советской России, а не от дореволюционной. Оттуда нам все досталось лишь в том количестве, что не было уничтожено в советский период. Но прямой преемственности нет. Ни в чем. Это разные цивилизации, это позапрошлая страна.

- Где снимали?

- Точек было несколько десятков. Это Петербург и Ленинградская область, Вологодская область, Тверская, Владимирская, Тульская, Карелия... Почти вся Центральная Россия. Также Узбекистан - тогдашний Туркестан - и Грузия. Там Прокудин-Горский тоже очень подробно снимал, для него это были принципиальные экспедиции.

- Прокудин-Горский, сам того не подозревая, писал летопись страны, которая вот-вот исчезнет. Не было ли у вас ощущения, что и вы фиксировали Россию, которая уходит?

- Прокудин-Горский действительно спешил, словно чувствовал, что может не успеть. То, что он снял в Самарканде, вскоре было разрушено землетрясением. И тогда у него появилось понимание, что он фиксатор того, что может исчезнуть. И сейчас многие объекты - например, Крохинская церковь, это возле Белозерска, - разрушаются прямо на наших глазах. Вполне возможно, что очень скоро она даже в состоянии руин перестанет существовать. А мы не извлекли из этого никаких уроков. Пожалуй, это самое острое ощущение. Люди в массе своей не считают это утратой и что мы и предыдущие поколения россиян в этом виноваты.

- Как реагировало на ваше появление местное население?

- Местные музейщики, как правило, о фотографиях Прокудина-Горского знают. Все-таки уже больше десяти лет как библиотека конгресса США сделала их доступными всему миру. А отношение простого жителя в регионах России к столичной съемочной группе всегда одно и то же: «А че тут у нас снимать-то?» На любом проекте это самая распространенная реакция. А когда рассказываешь им, про что снимаем, они пожимают плечами: ну да, может быть. А че, из-за этого приперлись из Москвы прямо? В большинстве своем люди совершенно не чувствуют ценности тех мест, в которых живут.

- Вы фильм кому адресуете в таком случае?

- Ну, широкой публике... Всякому, кто не ленится и любопытен. А по классическому определению Пушкина, мы ленивы и нелюбопытны. С этим типом национального характера ничего поделать нельзя. Я давно знаю, что достучаться можно только до тех, кто хочет услышать.

- Пессимизм бывалого миссионера?

- Просто я давно работаю и знаю, что только те, кто хочет, - они могут. А кто не хочет, того и не заставишь. Никакие ухищрения не помогут...

СПРАВКА «КП»

Фотографировать Россию Прокудин-Горский начал в 1903 году и делал это почти до самой революции. При помощи светофильтров на черно-белые фотопластины отдельно запечатлевались красный, зеленый и синий цвета, которые потом сводились в единое изображение. Идея фотоэнциклопедии империи вызвала одобрение Николая II, который выделил под передвижную лабораторию железнодорожный вагон. В 1918 году фотограф эмигрировал, осел во Франции. Скончался в 1944 году в возрасте 81 года. Уцелевшую часть коллекции наследники продали библиотеке конгресса США. Работы фотографа можно посмотреть на сайтах prokudin-gorsky.org и www.loc.gov/pictures/collection/prok.

«Цвет нации». Четверг, 23.50. Первый