Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды23 августа 2016 23:36

Михалков показал «Солнечный удар» сербам и Валерии

В Белграде прошла мировая премьера фильма по мотивам произведений Бунина. В выходные состоится российская премьера в Крыму, а 9 октября картина выйдет в прокат [видео]
В Белграде прошла мировая премьера фильма по мотивам произведений Бунина

В Белграде прошла мировая премьера фильма по мотивам произведений Бунина

Фото: РИА Новости

Белград был выбран для мировой премьеры «Солнечного удара» не случайно. Во-первых, это фильм про белую гвардию, а именно в Сербии нашли приют множество русских, вынужденных покинуть родину (Михалков во время визита побывал, в частности, на мемориальном русском кладбище, - как известно, именно в Белграде обрел покой барон Петр Врангель). Во-вторых, в работе над фильмом участвовало множество сербских кинематографистов. И третья причина — эмоциональная: «мировая премьера фильма — это день рождения картины. А дни рождения мы стараемся праздновать с друзьями. Поэтому мы приехали сюда, а не в Брюссель».

Вместе с Михалковым в Сербию приехали исполнители главных ролей Мартиньш Калита и Виктория Соловьева, министр культуры РФ Владимир Мединский, актер Игорь Петренко, а также певица Валерия с мужем Иосифом Пригожиным.

Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Сюжет «Солнечного удара» прекрасно всем известен: поручик встречает на пароходе прелестную юную женщину, влюбляется в нее, проводит с ней ночь, а потом теряет навсегда. Никита Михалков мечтал снять фильм по бунинской новелле 37 лет, и в результате подошел к проекту с подлинным размахом: экранизация 15-страничного рассказа идет ровно три часа. Это михалковский «Титаник» (даром что действие разворачивается главным образом на пароходе, где герой то ловит ускользающий шарфик той, кого так внезапно полюбил, то смотрит ей вслед влажными глазами, то мурлыкает сен-сансовскую арию Далилы — музыкальный лейтмотив фильма, который ни один зритель не сможет потом изгнать из мозга как минимум несколько дней). Все это смонтировано с линией, позаимствованной из «Окаянных дней» того же Бунина: ноябрь 1920 года, поручик, постаревший и отяжелевший, сдавшийся в числе сотен других офицеров советской власти, ждет, пока его судьбу решат Розалия Землячка (один из организаторов красного террора в Крыму) и Бела Кун. Большевики решают посадить их на баржу и якобы отправить в Очаков. Все мало-мальски образованные люди на слове «баржа» поймут, какая судьба их на самом деле ждет — и параллели с «Титаником», конечно, тут только усилятся.

В дневниках Бунина невероятные одиночество и безысходность. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

В дневниках Бунина невероятные одиночество и безысходность. Фото предоставлено кинокомпанией «ТриТЭ».

Михалкова в Сербии, конечно, встречали с восторгом, и на пресс-конференцию с ним собралось множество журналистов.

 На афишу вынесены слова «Как это случилось?» - рассказывал им Никита Сергеевич. - Наш герой, находясь на краю своей родины и своей жизни, все время задает себе именно этот вопрос. Всего 13 лет назад он плыл по Волге, с ним случился «солнечный удар», был потрясающий день в каком-то маленьком городе, все было так прекрасно и грустно, печально и расслабленно — а сейчас он стоит в холодном лагере для сдавшихся офицеров...

К сожалению — может, это качество славянское — мы не умеем учиться на своих ошибках. Нам надо дойти до края, чтобы понять, кто мы такие, зачем мы, почему мы. Наш герой спрашивает: «Зачем все? Зачем мы учили французский, читали Монтеня в оригинале — зачем все?» И мне кажется, это очень современный вопрос сегодня. Всего два года назад мы снимали в Одессе, прекрасном теплом южном городе с потрясающей атмосферой. Сегодня вы видите, что там происходит — около ста человек сожжено просто так, на щелчок пальцев! Мы не знали этого, просто, наверное, художественное произведение иногда бежит впереди времени, есть предчувствие...

Ответ — как это случилось — разлит по всей картине. Мальчик, знакомый героя, спрашивает его: «Мы правда произошли от обезьяны, как считал Дарвин?» Герой отмахивается. Мальчик говорит «У нас учитель хороший, только в Бога не верует!» - ты отшучиваешься. Милая горничная, которая встречает героев в гостинице, крадет у постоялицы шарф. Трогательный и смешной фотограф берет у героя взятку, чтоб исполнить пустяковую вроде бы его просьбу — и не выполняет ее... И так далее. Это, казалось бы, глупо. Неужели из-за этого случилась революция? Нет, не из-за этого. Но из-за этого тоже. Мы очень часто думаем, как жить и совершенно не задумываемся, зачем жить. И это мессидж, если хотите.

ЭКСКЛЮЗИВ "КП"

Солнечный удар: как все это случилось?

В чем интрига необычного графика премьерных показов, почему фильм вызывает столько вопросов и почему вдруг так много людей связывают с ним свои ожидания? Никита Михалков накануне премьеры дал интервью «Комсомольской правде» (читать далее)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

С Никитой Михалковым случился «Солнечный удар»

- Расскажите про ваш новый фильм «Солнечный удар».

- Сейчас та стадия, когда к работе приступил мой замечательный Мича Заец, монтажер Кустурицы, с которым мы делали «Утомленных солнцем-2». У нас материала на 120 часов, и сейчас мы складываем «кишку».

Я ведь шел к этой картине очень долго, написал заявку на «Солнечный удар» почти 37 лет назад, когда Бунин еще был запрещен. Но я надеялся, что когда-нибудь мне все равно дадут его экранизировать. Потом мне пришла в голову идея совместить «Солнечный удар» с «Окаянными днями», страшным свидетельством исхода Белой армии (и вообще русской интеллигенции) из страны. И это соединение показалось мне особенно важным именно сегодня (читайте далее)