Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Звезды13 октября 2014 9:35

«Солнечный удар» Михалкова – это фильм-паломничество

На экраны вышла очередная картина маэстро российского кино - это настоящее кинособытие
Сергей ВЛАДИМИРОВ
Солнечный удар» - это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения. Фото: предоставлено кинокомпанией «Три Т».

Солнечный удар» - это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения. Фото: предоставлено кинокомпанией «Три Т».

На экраны вышел новый фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Очередная картина маэстро российского кино - настоящее кинособытие. Признаков этого множество: и узнаваемый почерк режиссера, и малоизвестные актёры в главных ролях, и (так уж получилось) особая политическая актуальность темы гражданской войны. Однако больше всего поражает то, как Михалкову и другим сценаристам удалось соединить в одном фильме два совершенно разных литературных произведения Ивана Бунина «Солнечный удар» и «Окаянные дни».

Светлое воспоминание о внезапной любви молодого русского офицера разбивается о наступившие годы лихолетья. Солдаты и офицеры армии Врангеля ждут отправки в эмиграцию, понимая, что теряют навсегда не только свою Родину, но и самих себя. И вот среди них – молодой русский офицер, некогда влюбленный, а теперь сломанный и не понимающий, как произошло все то, что он видит.

Михалков предупреждает сразу: это фильм по мотивам, поэтому ждать механического соединения двух совершенно разных (даже по жанру – рассказ и записки) произведений не стоит. Режиссер снимал не историческую картину и не экранизацию, а фильм-переживание, фильм-поиск, фильм-вопрос… Никита Михалков, Александр Адабашьян и Владимир Моисеенко работали над сценарием много лет. В результате была достигнута нужная интонация, позволяющая беспристрастно, насколько это возможно, размышлять о тех самых «проклятых» вопросах бытия. Один из них – как всё это произошло? По словам Михалкова, произведения Бунина – потрясающий материал, чтобы вглядеться в прошлое, осознать своё место в мире. Будучи в эмиграции, Бунин постоянно задавался философскими вопросами. На его глазах совершилось одно из самых кровавых событий XX века – революция, поэтому творчество писателя буквально пронизано попытками понять, как это случилось. Этот же вопрос задаёт себе и главный герой. В итоге он приходит к выводу: «А вот мы и виноваты, мы всё видели, но думали, что всё само собой образуется. Так что вот этими руками и сделали»…

Не мудрено, что найдутся люди, которые раскритикует саму идею снимать полный метр по двум разным произведениям Бунина, кто-то скажет, что в фильме мало бунинской злости, непримиримости, категоричности. Однако Михалков перед собой такую задачу не ставил. Режиссер не хотел кого-то обелить или встать на чью-то сторону. Не нужно искать в фильме «символ веры» режиссера. Лейтмотив «Солнечного удара» - эмоции: трагедия, безысходность, чувство безвозвратной потери, и с их передачей Михалков справился отлично. «Мы привлекали обширный исторический материал – мемуары участников Гражданской войны, Белого движения, научные исследования. Материал нас буквально захлестнул. Это такой силы и правды свидетельства, что мы просто лишились дара речи! Как, например, вам фраза из гимназического сочинения на тему «Как ты воспринимаешь революцию»? Девочка пишет: «Хочется есть и пахнет мертвыми» - вдумайтесь, что ворвалось в жизнь страны… Глубокое погружение в исторический материал лишило нас объективности. Когда я прочитал первый вариант сценария, я понял, что не должен это снимать. С Александром Адабашьяном мы переработали сценарий. Постарались не разделять героев на белых и красных, черных и белых, хороших и плохих. Мы говорим о соединении противоположностей в каждом человеке, о том, что у каждого своя правда. Только как точно знать и как ее постигать, эту правду?»

Солдаты и офицеры армии Врангеля ждут отправки в эмиграцию, понимая, что теряют навсегда не только свою Родину, но и самих себя. Фото: предоставлено кинокомпанией «Три Т».

Солдаты и офицеры армии Врангеля ждут отправки в эмиграцию, понимая, что теряют навсегда не только свою Родину, но и самих себя. Фото: предоставлено кинокомпанией «Три Т».

Знаменитый режиссер и директор «Мосфильма» Карен Шахназаров стал одним из первых зрителей «Солнечного удара».

«Самое главное, что отличает большого художника - свой собственный стиль, своя манера и интонация. В этом смысле, это очень михалковский фильм. Именно поэтому мне кажется, что он удался. Потому что сохранить свой стиль, свою интонацию – очень сложно. «Солнечный удар» - это тот случай, когда знаешь, что даже если убрать титры, будет понятно, кто автор этого произведения», - считает Шахназаров.

При этом фильм Михалкова лишен каких-либо назидательных интонаций. Вопрос «Как все это случилось?», вынесенный даже на афишу картины, остаётся без ответа.

- Я думаю, что на этот вопрос невозможно однозначно ответить. И не эту задачу ставил автор фильма. Важна именно постановка сама по себе. А ответить на него каждый сможет сам в силу своих взглядов, понимания, движения истории. Картина не претендует на то, чтобы дать ответ. И, мне кажется, это было бы наивно. Это не есть цель художественного произведения, - комментирует Шахназаров.

Не давая прямых ответов, Михалков интригует зрителя и заставляет размышлять, тревожит человеческую душу. Виталий Игнатенко, член Совета Федерации РФ от Краснодарского края посетил один из первых показов. Он обратил внимание на то, что фильм получился на редкость злободневным, и это при том, что у Михалкова не было задачи снять картину по политической повестке дня.

- Часто бывает, что художественные произведения предчувствуют какие-то события. И получается в конечном итоге такое воспоминание о будущем, - рассказывает он.

Благодаря мастерству режиссера две сюжетных линии – линия любви и линия войны – сходятся в контрапункте и вызывают единственно логичный вопрос: как такое произошло? Как эта светлая жизнь, полная легкости, любви, бунинской дымки, стала «окаянными днями»?

- Михалков соединил несоединимое: замечательный рассказ о любви с очень жесткой историей «Окаянные дни». Задумайтесь, 1907 и 1920. Как за тринадцать лет могло такое случиться с огромной, великой, тонкой и доброй страной, которая пришла к этим окаянным дням. Что произошло? Что случилось? На мой взгляд, Михалков предугадал события. То, что мы сейчас видим на Украине и эти конфликты, которые развиваются между людьми и братьями, говорят о том, что он попал в точку, - уверен Игнатенко.

Однако Михалков отрицает всякую связь фильма с современной политической конъюнктурой. Посмотрев его картину, можно сделать вывод: все начинается с человеческих отношений. «Как говорил Чехов, у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то с молоточком, который будет стучать ему о чужом несчастье. С героями фильма произошло то, что происходит с людьми, у которых нет за дверью этого человечка с молоточком. Другая часть ответа заключается в том, что человека надо видеть и с человеком надо разговаривать. Как кто-то замечательно сказал: человек есть не средство, а цель. Всегда лучше двигаться навстречу, а не отгораживаться забором от людей другого круга, уровня культуры, образования. Это, кстати говоря, к сожалению, свойственно части русской интеллигенции, во многом способствовавшей тому, что происходило, и способствующей сегодня тому, что происходит», - уверен Михалков. Все начинается с каждого из нас, с наших личных отношений – и это, пожалуй, единственный ответ, который даёт Михалков.

«Солнечный удар» можно пытаться проанализировать, а можно просто почувствовать душой. И в этом смысле фильм очень русский. И не только потому, что Бунин – русский автор, и не только потому, что рассказывается в фильме о русской истории. Дело в том, что философские корни картины - в традиционно русской манере рассуждать о вечных вопросах и никогда не находить ответа. В эту «ловушку» попадались великие писатели: Достоевский, Толстой, Гоголь; режиссеры: Ромм, Тарковский, Бондарчук. Режиссер Виктор Мережко уверен, что «Солнечный удар» - это фильм-путешествие: «как раньше паломники ходили за тысячи верст на богомолье, так и картина, коль скоро она является молитвой художника, превращается для зрителя в богомолье». Но вот каким будет это путешествие, и в какую точку оно приведёт – каждый зритель решает сам.