Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Звезды13 января 2015 11:27

Мститель за рулем бульдозера

Вспоминаем реальную историю Марвина Химейера, ставшую основой для "Левиафана" Андрея Звягинцева [видео]
Толчком для создания "Левиафана" послужила история Марвина Джона Химейера, наделавшая шуму в 2004 году

Толчком для создания "Левиафана" послужила история Марвина Джона Химейера, наделавшая шуму в 2004 году

Фото: СОЦСЕТИ

Толчком для создания "Левиафана" послужила история Марвина Джона Химейера, наделавшая шуму в 2004 году (Звягинцев услышал о ней несколько лет спустя). Если не знать заранее, в окончательном варианте фильма прочитать прямые аналогии с этой историей не так-то легко – хотя в "Левиафане" герой тоже оскорбленный человек, и тоже присутствует бульдозер, картина в результате получилась о другом. Но и вспомнить реальный трагический сюжет сейчас нелишне.

У Химейера, жившего в провинциальном городке Гранд-Лейк, в начале 2000-х случился конфликт с цементным заводом, расположенным поблизости от его участка (как и герой "Левиафана", Химейер был владельцем автомастерской и магазина автозапчастей). Он отказался продавать землю заводу, который планировал расширение. В результате территориальных споров цементный завод все равно было решено расширить. И все было устроено так хитро, что Химейер даже не мог подъехать к своей собственности на машине – городские власти не разрешали ему построить дорогу через небольшой участок земли.

Но для того, чтобы ее построить, Химейер уже купил бульдозер. Устав спорить с властями, в течение нескольких месяцев он модифицировал машину, превращая ее в орудие разрушения. Бульдозер в итоге был оборудован видеокамерами, защищенными толстенными пуленепробиваемыми стеклами (с их помощью Химейер мог видеть все, что происходит снаружи, сам оставаясь неуязвимым: помимо прочего, он обшил машину броней из стали и бетона, и благодаря ей обстреливать бульдозер было бесполезно. Общий вес бульдозера-чудовища, прозванного потом газетчиками Killdozer, увеличился почти на тонну).

4 июня 2004 года, когда работа была завершена, Химейер приступил к мести. Сел в кабину – и в течение двух с небольших часов сровнял с землей не только здания цементного завода, но и редакцию местной газеты, выступавшей против него, дом, принадлежавшей вдове судьи, вынесшего решение не в его пользу... Всего 13 зданий. Общий ущерб был оценен в 7 миллионов долларов. (Отметим, что Химейер был согласен продать свой участок за 1 миллион). Полиция была совершенно бессильна. Мэр города даже собирался вызвать самолет-штурмовик, чтобы тот выстрелил по бульдозеру противотанковой ракетой. Но этого не понадобилось. Бульдозер в итоге застрял, и Химейер застрелился прямо в кабине. Выбраться он в любом случае не мог, конструкция машины и не была на это рассчитана – Химейер, садясь за руль, знал, что погибнет. На то, чтоб извлечь из машины его тело, полиции потребовалось 12 часов – они никак не могли пробить броню или открыть люк.

Но ни один человек, кроме Химейера, не был в этом инциденте убит или ранен. До сих пор ведутся споры – то ли он сознательно хотел обойтись без человеческих жертв, то ли жителям городка просто повезло. Во всяком случае, специально Химейер ни в кого не целился. Завод, кстати, возместил по страховке весь ущерб и возобновил работу спустя считанные дни.

Соседи в основном называли Химейера милым парнем. Однако спустя несколько месяцев после трагедии были опубликованы аудиозаписи Химейера, которые тот отправил по почте брату незадолго до того, как начать атаку. И аудиозаписи эти выдают его, мягко говоря, психическую неуравновешенность. Он говорил: "Господь создал меня для этой работы. Думаю, Господь благословит меня на то, чтобы построить эту машину, сесть за руль и сделать все, что я должен сделать. Это мой долг. Бог попросил меня об этом. Это крест, который я должен нести, и я несу его во имя Господа". Химейер полагал, что тот факт, что к своим 52 годам он не обзавелся семьей (и, следовательно, не должен нести ответственности перед женой и детьми) – тоже часть божественного плана.

Кадр из картины "Левиафан"

Кадр из картины "Левиафан"

Потрясающая история Марвина Химейера до "Левиафана" так и не стала основой ни для одного художественного фильма – считаетcя, что голливудские продюсеры, как и американские власти, не заинтересованы в пропаганде подобных акций мести. О нем снимались только документальные картины для телевидения.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Мертвечина

ДМИТРИЙ ОЛЬШАНСКИЙ

Посмотрел фильм Звягинцева "Левиафан". Все, казалось бы, там на месте - и картинка хорошая, и артисты, и вечнозеленая голливудская история про положительного простого парня, которого парни плохие выгоняют из собственного дома, и типажи подобраны вполне правдоподобные, и действие движется, и не скучно.

Но какая же тухлая, вялая, тягостная ложь в каждом кадре и каждом слове.

Этот фильм буквально кричит о том, что сделан он с одной целью: во имя того, чтобы приличные люди в жюри приличного фестиваля дали ему приличную премию, а потом написали в своих газетах о том, как Звягинцефф смело показал этот рюсски koshmar.

Этакий Михалков наоборот: и если у Никиты Сергеевича сплошной бравый коззак за тсар-батюшка пьет с локтя, то здесь, наоборот, рюсски мьюжик от безысходност пьет свой водкА (подробности)