Три недели я провел в США в составе небольшой белорусской делегации. К началу второй недели погружения в американскую систему образования мы поняли, что сравнивать ее с нашей в целом или в отдельных проявлениях практически невозможно. Там все по-другому, причем я не могу сказать, лучше или хуже. Она совершенно другая. Поэтому я просто постараюсь точно описывать то, что я видел в серии очерков об этой поездке.
Часть 1. За что учителям в США платят 80 тысяч долларов в год
Какую проблему своей системы образования американцы считают главной
Что такое STEM?
О программе STEM я знал немного. Знал, что это аббревиатура слов: science (естественные науки), technology (технологии), engineering (инженерное дело), mathematics (математика). Знал, что про STEM постоянно говорят американские чиновники самого разного уровня. Например, с 2010 года Белый дом каждый год проводит ярмарки научно-технических проектов, созданных американскими школьниками и студентами, причем лучшие проекты затем размещают на сайте Белого дома (интересно, что на этом же сайте постоянно появляются разнообразные материалы, связанные с системой образования). Еще я знал, что в последние годы в американском бюджете все больше средств выделяется на подготовку преподавателей и прежде всего учителей математики, а количество студентов, получающих высшее образование в области STEM, значительно возросло.
Президент Обама на научной ярмарке школьников стреляет из «зефирной» пушки, изобретенной 14-летним школьником. Фотография из открытых источников.
Учителей в США не хватает, особенно по предметам STEM, поэтому зарплаты учителей за последние годы значительно выросли. Во многих штатах средняя зарплата учителя достигла 50 000 долларов в год, и уже не является редкостью учительская зарплата 80 000 долларов в год.
И еще я знал, что есть прагматичная причина, по которой в STEM вкладывают столь значительные средства. Считается, что в недалеком будущем большинство рабочих мест будут связаны с высокими технологиями, а значит, роль современного физико-математического образования резко возрасла.
Знакомство со STEM-образованием началось в… Пентагоне. Перед входом в Министерство обороны мы наивно спросили, можно ли брать с собой ноутбуки и телефоны. Нам ответили, что мы можем брать все, что хотим, так как «внутри здания все равно ничего работать не будет».
Так вот, в Пентагоне мы встречались с чиновником (мне он показался больше ученым, чем чиновником), который отвечает за образовательные программы. Я с удивлением узнал, что многие робототехнические турниры, школьные олимпиады и конкурсы проектов организуются и финансируются министерством обороны. Оно же выделяет гранты на образование одаренных студентов по предметам STEM, а также в области медицины и массовой психологии.
Не менее удивительна была следующая встреча с руководителями STEM-программ Женской ассоциации американских университетов. Как я понял, лидеры этой феминисткой организации считают, что зарплата женщин ниже, а безработица выше, чем у мужчин, потому, что у женщин недостаточное STEM-образование. Поэтому данная ассоциация всячески поддерживает женщин, изучающих в университетах STEM-дисциплины, а также проводит робототехнические турниры для девушек.
Вообще говоря, про STEM мы говорили с чиновниками всех ведомств, в которых у нас были встречи - Пентагоне, министерстве образования, академии наук, госдепартаменте. Но это были только разговоры, пусть и очень интересные, и после недели в Вашингтоне STEM казался чем-то мифическим - о нем все говорили, но никто из нас его не видел.
Лучшие школы США находятся в Кливленде
STEM для нас ожил в Кливленде. Вообще, Кливленд имел все шансы разделить печальную судьбу Детройта. Крупный промышленный центр стал приходить в запустение и вошел в тройку беднейших крупных городов Америки, когда многие производства стали закрываться. Но, в отличие от Детройта, власти успели переориентироваться на создание высокотехнологичных производств и современной системы образования. Теперь Кливленд является одним из крупнейших медицинских центров в мире. Считается, что здесь расположены лучшие больницы и медуниверситеты США, а также проводятся самые передовые исследования в области биотехнологий.
Первый визит был в школу mc2 - так скромно она называется. В этой школе учатся ученики 9 - 12-х классов, которые хотят получить хорошее STEM-образование. Отдельного помещения у школы нет. Для учеников 9-х классов выделен этаж в здании Кливлендского музея науки, десятиклассники учатся в одном из корпусов компании GE (General Electric), а ученики 11 и 12-го классов занимаются в одном из зданий университета.
Вступительных экзаменов в школу нет. Если желающих больше, чем мест, то ученики отбираются с помощью лотереи (в прошлом году на 120 мест было 135 желающих). «Для них принципиально проводить именно лотерею, а не конкурсный отбор лучших», - сказал нам представитель фирмы, которая занимается созданием таких школ. Уровень требований считается очень высоким, в школе учатся только отличники. Поэтому, если ученик не тянет, то с ним занимаются учителя и более сильные ученики до тех пор, пока ученик не подтянется. После 9-го класса около 10 человек, как правило, уходят. Тогда на их места приходят ученики, которые записаны в лист ожидания.
Обычной школьной программы не существует. Учителя придумывают проект, который ученики будут выполнять в течение четверти. Например, перед нашим приездом ученики 10-х классов закончили создавать звуковые колонки. А значит, уроки математики, физики, английского языка, труда, рисования, музыки, литературы должны были в данный период помочь школьникам изготовить эти колонки. Учителя придумывают, какие темы школьных дисциплин наиболее точно отражают задачу проекта. Хотя уроков в нашем понимании по отдельным предметам в этой школе нет. Во время занятий ученики решают проблемы под руководством сразу нескольских учителей, причем ученики класса разбиты на группы по 4 человека, и каждая группа делает свой проект.
Директор школы сказала нам, что они уходят от классической урочной системы потому, что «важно не то, что ты услышал, увидел, запомнил, а важно то, что ты сделал. Вовлечение ученика в активную деятельность дает значительно лучший результат».
Директор школы показывает выполенные учениками проекты. Колонки, как и все остальные проекты, ученики делают собственными руками в мастерской, оборудованной самыми современыми станками, в том числе и лазерным резаком. 3D-принтеры также находятся в этой ма
Считается, что инновации находятся на стыке высоких технологий и искусства, поэтому каждый день у старшеклассников один из уроков - музыка, рисование или литература.
Творческая обработка портрета на уроке рисования.
Есть компании, которые создают такие школы. Например, компания, которая открыла описываемую мной школу, создала сеть из 10 школ только в штате Огайо. Эта же компания открыла аналогичную школу в Египте (инициатива принадлежала египетским властям). Финансируются такие школы одновременно и государством, и бизнесом. Школы сотрудничают друг с другом, обмениваясь опытом.
Интересно отметить «беспонтовость» этой школы. Навороченным было только оборудование в лабораториях и мастерских. Все остальное - кабинеты, мебель, интерьеры были очень простыми, а учителя и директор (с пирсингом и татуировками) были очень прикольными. Именно в этой школе я вспомнил замечательный советский фильм о школе «Расписание на послезавтра» (помните, там Олег Даль в роли директора школы).
Директор школы показывает нам расписание уроков, которое очень прикольно выглядит. Каждый день урок Art
Контрастным душем для нас оказался визит еще в одну кливлендскую школу для старшеклассников, которая постоянно входит в десятку лучших школ США, а в 2014 году была признана самой лучшей. В этой школе больший акцент делается на преподавание предметов, которые помогут школьникам в дальнейшем стать студентами медицинских вузов. Школа, кроме государства, финансируется многими фондами и предприятиями, поэтому зарплата учителей в ней от 52 до 100 тысяч долларов в год при 50 часовой рабочей неделе и 6 неделях годового отпуска, то есть значительно большей нагрузке, чем в среднем по стране.
Директор школы в своем кабинете
Так вот, директор школы показался мне очень странным. «Это лучшая школа Кливленда и одна из лучших школ Америки», - вещал директор. «Вот знамя школы, на котором написан ее девиз», - знамя было снято с постамента и развернуто перед нами. «Мы идем по коридору университетов Лиги Плюща (лучшие университеты США. - Е.Л.) и вы видите вымпелы этих университетов. Теперь мы свернули в спортивный коридор. Вот кубки, завоеванные нашими учениками на различных соревнованиях. А сейчас мы идем по коридору спонсоров школы, и вы видите их вымпелы. А вот знамя спонсоров нашего университета», - и опять знамя снималось с постамента и разворачивалось перед нами.
Директор школы демонстрирует одно из знамен школы.
«А вот фотографии наших выпускников, которые учатся в лучших университетах США. А это имена учеников выпускных классов, которые уже зачислены в лучшие университеты», - в этом месте я перестал мысленно прикалываться над директором, который обеспечивал высокий результат работы, пусть и непонятными для меня методами.
На каждом треугольничке имя ученика и символы университетов, которые уже предложили этому ученику обучение. На одном из них я насчитал 15 университетов, которые приглашают к себе данного ученика
Мы посмотрели несколько классов - обстановка и оборудование были достаточно скромными. Огромную столовую школа по выходным сдает в аренду, зарабатывая деньги.Особенно удивил кабинет директора. Я ожидал увидеть что-то очень пафосное, а вместо этого увидел каморку, забитую бумагами и оргтехникой.
В школе мы были во время каникул, но в одном из классов ученики занимались в каком-то кружке. В разговоре с ними мы выяснили, что большинство из них планируют стать врачами разных специальностей, некоторые собирались стать инженерами, один планировал заняться бизнесом. Интересно, что и эти, и абсолютно все подростки, с которыми мы беседовали за время трехнедельной поездки, подробно рассказывали о себе и о своих планах спокойно, легко и непринужденно, не кокетничая и не стесняясь.
Расписание на послепослезавтра
Школы, которые мы посетили в Кливленде, хоть в какой-то степени были похожи на наши, а частная школа в Бостоне вызывала некие отдаленные ассоциации с нашими УПК. Если я правильно понял, то другие частные школы Бостона отправляют в эту школу своих учеников для создания разнообразных проектов. Это могли быть занятия раз в неделю или каждый день, в зависимости от плана, разработанного школой совместно с учеником и его родителями. Никакого изучения школьных предметов - ученики под руководством преподавателей придумывали и реализовывали проекты, используя самые современные станки, 3D-принтеры, а также разнообразные компьютерные программы. Кстати, во всех учебных заведениях, где мы были, есть самый современный софт. Я не могу утверждать, что все американские школы получают его бесплатно, но школы, которые мы посетили, получили программы на основании партнерских отношений школ и бизнеса.
Странная обстановка школы
Сначала мы пообщались с 14-летним парнем, который разрабатывал колодки для женской обуви. Смысл проекта был такой: обувь на низком каблуке удобна во время работы, но после работы женщина может захотеть пойти в театр, в ресторан или на вечеринку. И поэтому легким движением руки низкий каблук превращается в высокий. В разработанной модели возможны были только два положения каблука, но в следующей модели запланировано уже 4 положения. Все модели школьник изготавливал сам, используя самые современные станки, программы и 3D-принтер.
Мы спросили у ученика, где и как он еще учится и какие у него планы. Он, как и положено американскому тинейджеру, спокойно ответил, что остальные предметы ему не очень интересны, поэтому оценки по ним невысокие, но планирует поступать в MIT (входящий в топ-5 вузов мира. - Е.Л.). «А проблемы с поступлением в такой престижный вуз не будет»? - спросили мы. «А я у них спрошу, кто вам больше нужен - ботаник, который зазубрил формулы и набил голову пустой информацией, или творческий человек, который уже придумал и создал несколько проектов? Мне будет что показать приемной комиссии!» Интересно, что система зачисления в американские вузы существенно отличается от нашей, и этот парень не предавался юношеским мечтам, а рассуждал вполне рационально, в соответствии с их правилами поступления.
Вряд ли у этой идеи большое будущее, но придумать и реализовать своей проект дорогого стоит
Во время описываемого мной разговора я все время украдкой наблюдал за работой находящегося рядом молодого человека, который что-то делал с помощью небольших станков и механизмов. Этот парень сидел в специальной коляске, так как ног у него не было. Я тихонечко спросил у руководителя школы, насколько уместно приставать к этому ученику с распросами, и получил ответ, что никаких проблем не существует.
Молодой человек увлеченно рассказывает о своем проекте
Парень рассказал нам, что делает универсальные крепежи для различных приспособлений к коляске. Он пояснил нам, что большая часть присоблений к коляске помогает сопровождающим легче ею управлять. А его цель сделать так, чтобы ему самому управлять коляской было более комфортно. Он придумал универсальные крепления, которые будут располагаться на ручках кресла. В эти крепления легко можно будет вставить (или достать из них) различные устройства. Например, специальный фонарик, который будет не только освещать дорогу, но и подавать световой сигнал при пересечении проезжей части. Вместо этого фонарика можно вставить рукоятки тента, который прикроет коляску от дождя или солнечных лучей.
Цель проекта - создать универсальное крепление для различных приспособлений
Руководитель этой школы (на вид ему было лет 30 - 35) окончил Гарвардский университет и получил в нем докторскую степень по строительству и архитектуре. Он придумал проект школы, получил грант от какого-то фонда, нашел единомышленников-учителей и открыл школу. На вопрос о бюрократических процедурах и проволочках, сопровождающих открытие, руководитель школы ответил, что главное было соответствовать нормам безопасности, например, противопожарной, а все остальное не отнимает много времени и усилий. Обучение в такой школе стоит приблизительно 25 тысяч долларов в год.
Руководитель необыкновенной школы.
Продолжение следует.