Премия Рунета-2020
Россия
Москва
-8°
Boom metrics
Общество3 сентября 2015 22:00

Форма придает ученику уверенности

Мнение первого заместителя министра образования и науки Натальи Третьяк
Источник:kp.ru

- Министерство образования и науки - за школьную форму. Она выполняет ряд важных воспитательных и социальных функций, которые иначе было бы реализовать значительно сложнее.

Для начала форма помогает ребенку настроиться на рабочий лад. Психологи отмечают, что, надевая ее, ребенок получает некий сигнал: отдых закончен, пора учиться, быть внимательным и сосредоточенным. Вдобавок форма с раннего возраста формирует культуру ношения одежды. Ребенок понимает, что для разных видов деятельности необходим разный стиль: есть одежда для работы, а есть для развлечения, для занятий спортом, досуга.

Для торжественных случаев девочки все чаще выбирают форму старого советского образца

Для торжественных случаев девочки все чаще выбирают форму старого советского образца

Фото: Алексей ФОКИН (фото)

Важно и то, что форма позволяет нивелировать ощущение социального неравенства. Если все дети посещают школу в единой форме, то выделить кого-либо в зависимости от стоимости одежды или популярности бренда невозможно. А когда перестают встречать по одежке, для того чтобы завоевать авторитет среди сверстников, приходится развивать личностные качества и таланты.

Форма формирует чувство защищенности и принадлежности к определенной социальной группе и статусу: я - школьник, ученик такой-то школы, класса. Это придает уверенности в себе еще в школьные годы и пригодится во взрослой жизни, когда придется работать в больших коллективах и компаниях.

Конечно, не последнюю роль играет и экономический фактор. Для семей с невысоким уровнем достатка легче иметь один-два комплекта одежды для посещения школы, чем гардероб, который придется часто обновлять.

В целом к школьной форме позитивно настроена бо`льшая часть педагогов и родителей. У детей, конечно, отношение разное. Младшие носят форму с удовольствием. А вот старшеклассники к ней относятся более критично. В подростковом возрасте потребность в самовыражении и само­утверждении очень высока, и заинтересовать ребят носить одинаковую одежду сложно. Поэтому форма должна быть привлекательной. И именно поэтому выбирать форму должна школа. Говоря о школе, мы имеем в виду не только педагогов, но и учеников и родителей. Оптимальный вариант - это когда решение о выборе школьной формы принимает общешкольный родительский комитет совместно с педсоветом.

Министерство не поддерживает идею установления жестких требований к школьной форме на федеральном уровне. Конечно, существуют общие требования для всех, в том числе санитарно-гигиенического характера. Например, согласно СанПиНам в помещении запрещено находиться в головном уборе. На федеральном уровне нами разработаны подробные методические рекомендации и модельные нормативные акты. А субъекты Российской Федерации воспользовались правом устанавливать единые требования на региональном уровне.

Тем не менее решение о том, какая форма будет в конкретной школе, принимает сама школа. Она определяет стиль и фасон, цвета, набор предметов, ее составляющих, и многое другое. Хорошо, когда форма состоит из разных предметов в одном стиле. Должна быть возможность одеться и по погоде, и по фигуре и при этом не потерять индивидуальность.

А вот как и у кого приобретать форму, должны решать родители. Варианты разные. Где-то родительские комитеты делают закупку централизованно, кто-то покупает форму сам. Губернаторы многих регионов поддерживают местных производителей, организуют выставки и ярмарки, помогают установить контакты с родительскими комитетами. Активную политику проводит Минпромторг: при его поддержке проведены конкурсы дизайнеров и отечественных производителей школьной формы.

В целом более 60 процентов школ и более половины учащихся в прошлом году использовали форму. Думаю, в этом учебном году школьников, одетых в красивую и удобную форму, будет еще больше.