Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Время выйти на охоту7 октября 2015 22:00

Кавалерия хаоса

Как пикапы стали главной движущей силой локальных войн
Источник:kp.ru

Страсть к истории и военной технике – это то, что объединяет нас в Wargaming, и мы реализуем ее не только в наших играх. В бесплатном мобильном журнале World of Tanks Magazine мы рассказываем о героях и событиях прошлого, создателях легендарной техники и уникальных военных разработках.

Из последнего выпуска, посвященного военному автомобилю, мы выбрали для вас увлекательную историю о том, как на протяжении истории менялась роль автомобилей во время боевых действий.

Автомобили используются в военных конфликтах уже более века. Однако по‐настоящему грозным оружием они стали около сорока лет назад, даже заставив экспертов ввести в обиход термин «войны «Тойот». Название возникло и получило распространение благодаря эффективному применению японских внедорожников в завершающей стадии вооруженного противостояния Ливии и Чада 1978‐1987 годов. Впрочем, история пикапов с легким вооружением началась намного раньше, и, как показывают последние события, только набирает обороты.

Мобильные группы: восход

Небольшие мобильные группы на автомобилях рассматривались в качестве боевого средства с того момента, как они начали появляться в войсках. Первыми их стали использовать американцы в приграничных конфликтах с Мексикой в начале XX века. Затем примеру последовали англичане на Ближнем Востоке. К началу Второй мировой автомобили прочно прописались не только в армейском тылу, но и качестве одного из основных средств проведения разведки. Эталонным примером стали британские подразделения в составе LRDG (Long Range Desert Group) – группы дальней разведки пустыни, действовавшие в Северной Африке с 1940 по 1943 годы. Их оснащение и вооружение уже напоминало то, что мы увидим в классических «войнах «Тойот» ‐ легкие грузовики‐пикапы с пулеметным вооружением и малокалиберной артиллерией.

Вооружение и техника LRDG.

Вооружение и техника LRDG.

У этих опытов первой половины века есть общая черта: их стихией стали «разреженные» конфликты с низкой плотностью боевых порядков противников. В аду масштабных битв миллионных армий для этих наследников легкой кавалерии места не было.

«Война «Тойот»: классика с продолжением

«Война «Тойот» в современном понимании началась в Республике Чад, когда Франция в конце 1986 года поставила ее правительству 400 пикапов‐внедорожников марки «Тойота», в основном Land Cruiser 40‐й и 70‐й серий. Оснащенные крупнокалиберными пулеметами и противотанковыми ракетными комплексами «Милан», «Тойоты» стали основным боевым средством Чада в борьбе с ливийским вторжением. Ливийские войска к этому моменту, хотя и сохраняли значительное численное и техническое превосходство, лишились поддержки местных повстанцев и оказались в изоляции на чужой земле.

Учтенный опыт конфликта в Чаде: пикап «Тойота» вооруженных сил Марокко  «Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем Т‐55»   Эта фраза одного из чадских генералов прекрасно описывала сложившуюся ситуацию.

Учтенный опыт конфликта в Чаде: пикап «Тойота» вооруженных сил Марокко «Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем Т‐55» Эта фраза одного из чадских генералов прекрасно описывала сложившуюся ситуацию.

«Теперь мы знаем, что лучше иметь хорошую «Тойоту», чем Т‐55»

Эта фраза одного из чадских генералов прекрасно описывала сложившуюся ситуацию. Легкие мобильные группы на пикапах, грамотно выбирая место и время для нападения, очень быстро стали наносить большой урон ливийским частям. Их положение еще больше осложнилось после потери господства в воздухе: французская авиация начала сбивать действующие против Чада самолеты ВВС Ливии. В этих условиях конфликт быстро подошел к концу, но история «войны «Тойот» только начиналась.

Бей и беги

Глобальное распространение: пикап «Тойота» с крупнокалиберным пулеметом.

Глобальное распространение: пикап «Тойота» с крупнокалиберным пулеметом.

Облик «партизанской колесницы» окончательно сложился в 1990–2000 годах в Афганистане. Это рамный пикап повышенной проходимости, основным вооружением которого является крупнокалиберный пулемет. Встречаются машины с более тяжелым вооружением – вплоть до зенитных установок, импровизированных систем залпового огня, станковых гранатометов, безоткатных орудий, минометов и противотанковых ракет. Именно в таком виде группы на пикапах ведут боевые действия в Ливии, Сирии и других странах, охваченных внутренними конфликтами. При этом «Тойоты», особенно «Хайлюксы», по‐прежнему остаются весьма популярны, но свою нишу занимают и другие машины, например, Mitsubishi L‐200 и «фордовские» пикапы.

Регулярные армии также не пренебрегают возможностью использовать легкую технику.

Регулярные армии также не пренебрегают возможностью использовать легкую технику.

Основным достоинством таких подразделений является их высокая мобильность, а главной тактикой при действиях против армии – «бей и беги». С точки же зрения удобства применения гражданская машина, которую можно отремонтировать почти в любом автосервисе, становится незаменимой в подобных конфликтах. Это актуально и для регулярной армии, которая также зачастую испытывает дефицит ремонтных мощностей. Очевидно, что починить "в поле" танк намного сложнее, чем пикап. А в условиях противоборства небольших и слабо обученных вооруженных формирований наличие подобной техники может стать залогом выживания.