Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество29 февраля 2016 12:35

Марш медиакласса

Какие выводы можно сделать, посмотрев на количество и поведение тех, кто пришел помянуть Бориса Немцова [видео]
Иными словами — событие, о котором в течение примерно месяца сообщалось из каждого утюга и каждого информационно-аналитического сайта в России, оказалось на поверку событием одной двадцатитысячной части граждан

Иными словами — событие, о котором в течение примерно месяца сообщалось из каждого утюга и каждого информационно-аналитического сайта в России, оказалось на поверку событием одной двадцатитысячной части граждан

Фото: Михаил ФРОЛОВ

На марш по случаю годовщины убийства экс-вице-премьера Б.Е. Немцова в г. Москве было заявлено 50 тыс. человек. Пришли 7,5 тыс. — то есть даже несколько меньше, чем на предыдущие марши московской антигосударственной общины.

В Петербурге маршировать вышли от 500 до 1000 человек.

В Екатеринбурге, в прошлом году давшем полторы тысячи марширующих — вышли всего 150 горожан.

В Самаре — человек 80.

В Ростове-на-Дону — человек 70.

В Казани — человек 50.

В Кемерово — 15.

В Новосибирске — пара пикетчиков-одиночек.

В Волгограде, Омске, не вышел никто.

Иными словами — событие, о котором в течение примерно месяца сообщалось из каждого утюга и каждого информационно-аналитического сайта в России, оказалось на поверку событием одной двадцатитысячной части граждан. Ну или 0,005%.

Был ли в этом какой-то сюрприз? Нет, разумеется не было: марши московской антигосударственной общины, в силу постоянства её численности, тоже постоянны.

Мешает ли жалкая численность данному маршу безусловно быть главным медиа-событием гражданской жизни в России?

Нет, не мешает.

О причинах и возможных последствиях этого стоит поговорить отдельно.

…Если коротко — то за полтора-два десятилетия, прошедших с момента рождения русского интернета, в нашей стране сформировалась новая социальная прослойка. Она — не современный этап развития русской интеллигенции. И не «креаклы».

Это первая в истории массовая прослойка, живущая в медиасреде и за её счёт. Это и малолетние копирайтеры, пишущие «оригинальный контент по 30 рублей за 1000 знаков», и матёрые журналисты традиционных СМИ. Это устроители интернет-магазинов и разместители веб-рекламы. Это дорогие блогеры, держатели сайтов компромата, звёзды влога (видеоблога — прим. ред.), подкаста и интернет-тв. Это медиа-активисты и «активисты для медиа». Это девочки-продюсеры телеканалов и корреспонденты информагентств в своих ньюс-румах. Это в том числе и креаклы, оформляющие дизайн сайтов и информеров. И отчасти — это даже все те, кто всеми перечисленными руководят, направляют и финансируют.

Всё вместе это можно назвать медиаклассом. И пусть он составляет едва ли больше 1% населения страны — его голос по понятным причинам слышнее всех прочих голосов.

Тот факт, что он концентрируется в больших городах; что он достаточно изолирован в своей среде от остальных групп населения; наконец, то, что он при этом благодаря интернет-революции достиг необходимой «критической массы» для самодостаточности — всё это привело к любопытному, хотя и печальному феномену.

А именно: медиакласс имитирует у нас в стране гражданское общество. Не «формирует мнения масс», не инженерит души и не духовно окормляет. А именно имитирует своими силами. Вопреки ожиданиям, что интернет и развитие массовых коммуникация позволит массам выражать свои настроения напрямую — получилось иначе: роль «гражданского общества» приватизировал на себя небольшой полупрофессиональный цех.

Это не отменяет существование настоящего гражданского общества. Граждане ходят на выборы всех уровней, граждане голосуют и выдвигаются. Граждане устраивают акции протеста. Граждане участвуют в общественных движениях и даже едут на войну.

Но настоящее гражданское общество остаётся в тени поддельного — и каждое его появление в публичном пространстве оказывается для медиакласса большим сюрпризом. Медиакласс, например, был крайне изумлён, когда в декабре 2010-го на Манежную, протестуя против смычки правоохранителей с этномафиози в «деле Свиридова», вышли 10 тысяч человек. Медиакласс вообще предпочёл не заметить, когда уставшее от его креатива на историческую тему гражданское общество начало само собирать деньги на фильм о Великой Отечественной — и собрало десятки миллионов.

Иногда — как в случае с пресловутыми дальнобойщиками или ещё более давним Химкинским лесом — медиакласс пытается оседлать настоящие протесты граждан, навешивая на них сверху макрополитические требования космического масштаба.

Иногда медиакласс пытается предугадать и предвосхитить гражданские протесты — и в результате получаются конфузы вроде «плача по ларькам с удивительно вкусной шаурмой, без которых Москва уже не та». Которые прозвучали в звенящей пустоте, вызвали смешки и как-то смущённо увяли.

Но чаще медиакласс живёт себе в своей тусовочной повестке. Или, говоря высоким политологическим языком, «развивается в своём дискурсе». Регулярно выдавая главные события своей жизни за события в жизни страны.

Всероссийские немцовские марши — как раз тот случай. Это в большой реальности покойный бывший вице-премьер был измельчавшим до 1-2% рейтинга политиком, о котором у большинства в лучшем случае оставалось смутное воспоминание, что «его Жириновский соком облил».

Для медиакласса, сконцентрированного на 80% в столице, покойный был светилом куда более близким — и потому куда более крупным и ярким. Б.Е. Немцов тусовался в медиасреде столь активно, что даже я, по презентациям в жизни не ходивший, натыкался на него в Москве по меньшей мере трижды.

Поэтому в той имитационной «гражданской России», которая существует перед нашими глазами стараниями медиакласса, — прошедший марш нескольких тысяч москвичей в память их общего знакомого дествительно был событием года. Точно так же, как следующим событием года станет для него какой-нибудь новый «марш мира», с которого они будут вести яркие онлайны.

…К сказанному стоит добавить, что пик своей мощи российский медиакласс, безусловно, пережил. По примерным прикидкам — где-то в 2011-2012 годах, когда от различных медиа-стартапов ещё рябило в глазах, а нефть была ещё дорога и, следовательно, было у кого выпрашивать финансирование.

Сейчас же происходит сжатие и радикализация медиакласса. Вчерашние медиаклассники массово выпадают из профессий под давлением кризисных оптимизаций и сокращений — но не из интернета, где они все друг на дружку подписаны. И по понятным причинам накал непримиримости их медиа-гетто, как и положено в кризис, растёт и будет расти.

Поэтому есть все основания полагать, что в ближайшее время именно его гнев и негодование отечественная вип-оппозиция будет пытаться продать руководству страны как настроение общества — с тем чтобы «выступить посредником» и ставить условия власти.

Опубликовано на um.plus

КАК ЭТО БЫЛО

Украинские флаги, кришнаиты и оппозиция перед сотнями телекамер: в Москве прошла акция памяти Бориса Немцова

Марш по бульварам на час собрал вместе очень необычную компанию, за ним наблюдал наш корреспондент Дмитрий Смирнов

Возле рамок металлоискателей за Пушкинской площадью постепенно накапливалась пришедшая на Марш памяти Немцова публика. Работающим на подобных мероприятиях фотографам всегда скучно снимать обычных людей, но в этот раз им было где разгуляться. Перед скучающими полицейскими, наслаждаясь вниманием, размахивал пластмассовой косой человек в черном саване с белой надписью "коррупция" попрек груди (подробности)