Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
В мире24 марта 2016 12:21

Жена российского бизнесмена Виктора Бута: «Я надеюсь, что Путин и Керри вспомнят про моего мужа»

Как уже не раз сообщала «КП», российский бизнесмен Виктор Бут отбывает в США 25-летний тюремный срок по обвинению в подготовке сговора с целью продажи вооружений террористической организации
Супруга российского бизнесмена Виктора Бута во время пресс-конференции. Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский.

Супруга российского бизнесмена Виктора Бута во время пресс-конференции. Фото: ИТАР-ТАСС/ Митя Алешковский.

Бут не признал свою вину ни по одному пункту обвинений. Российская сторона не единожды обращалась к правоохранительным органам США с просьбой пересмотреть необъективно вынесенный приговор своему гражданину. Но американская Фемида стоит на своем. И вот сейчас, когда Госсекретарь США Джон Керри находится в России, - жена находящего в заточении российского бизнесмена надеется, что США и Россия обсудят возможность обмена ее мужа на украинскую военнослужащую Надежду Савченко, осужденную по делу об убийстве российских журналистов.

Алла Бут сейчас находится в Таиланде, где вместе с адвокатами собирает новые данные, подтверждающие незаконность ареста спецслужбами США ее мужа в этой стране. К ней дозвонился военный обозреватель «КП» Виктор Баранец.

- Алла, как у тебя возникла мысль про обмен Виктора на Савченко?

Алла Бут (АБ): - Ну вам же известно, что в последнее время Штаты недвусмысленно демонстрируют заинтересованность в освобождении Надежды Савченко и ее возвращении на Украину. США фактически «давят» на Москву. Тут вот уже и Порошенко подсуетился, - предлагает обменять Савченко на двух наших арестованных граждан... Ну вот я и подумала, - хорошо бы, чтобы освобождение моего мужа из американской тюрьмы стало одной из тем диалога Керри с Путины или Лавровым. А почему нет? Я надеюсь на то, что вариант возвращения Савченко на Украину в обмен на возвращение моего мужа в Россию тоже может стать поводом для разговора...

- А ты как-то оценивала уровень вины Виктора и этой Савченко?

АБ: - Конечно. Преступление Савченко, в отличие от преступлений, приписываемых моему мужу, вполне реально: по вине украинской гражданки и при ее непосредственном участии были убиты российские журналисты, в то время как дело Бута – это дело о мнимом сговоре с целью совершения преступления, основанное на провокации.

- Что ты имеешь ввиду, когда говоришь о «мнимом сговоре»?

АБ: - А то, что для моего мужа сначала создали мнимый сговор, а потом его втянули в разговор, касающийся этого мнимого сговора, и этот разговор был записан на аудионосители. Этой записью ограничилась доказательная база на суде. И все же Виктор был осужден на 25 лет.

2012 год. Пикет у здания посольства США в поддержку бизнесмена Виктора Бута. Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

2012 год. Пикет у здания посольства США в поддержку бизнесмена Виктора Бута. Фото: ИТАР-ТАСС/ Александра Мудрац

- Сколько он уже отсидел?

АБ: - Он находится в заключении уже восемь лет, то есть он уже отбыл в тюрьме треть срока, определенного ему американским судом. К тому же Виктор отбывает срок в тюрьме строгого режима, в одиночной камере "коммуникационного контроля", в отличие от Савченко, которую приговорили к 22 годам колонии общего режима...

- Но там еще сидит не только Виктор, но и летчик Ярошенко...

АБ: - Не думаю, что ситуация с Виктором и с Ярошенко cегодня могла бы быть решена каким-либо иным способом. Я имею в виду юридическую защиту или какие-либо юридические действия наших адвокатов по защите граждан России на территории США. Ну если американская сторона так активно проявляет заинтересованность в освобождении Савченко и возвращении ее на Украину, то почему бы российской стороне не проявить такую же заинтресованность в совбождении Бута и Ярошенко?

Я бы, конечно, была очень рада, если бы этот вопрос был поднят.

- А как ты вообще оцениваешь поведение российской стороны в отнощнеии твоего мужа, когда армиканцы устроили над ним судилище?

АБ: - Когда над Виктором были какие-либо суды, Россия так активно никогда не вмешивалась. Она делала заявления, но придерживалась только правовой основы. А здесь идет явное давление на российской правосудие со стороны США. Но раз идет разговор о давлении, значит, видимо, и у нас доджны быть свои интересы в отнлщени и Бута, и Ярошенко...

- То есть, Россия так не давила на США, как США давят сейчас на Россию?

АБ: - Я такого вообще не помню, чтобы было такое открытое давление с нашей стороны. Все заявления были сделаны в очень дипломатичной, исключительно правовой сфере. Я не помню, чтобы было такое беспрецедентное давление на власти другого государства, я бы сказала – вмешательство во внутренние вопросы по поводу справедливости приговора и возвращения гражданина третьей страны, не американца, на Украину в данном случае. Это какое-то беспрецедентное, не укладывающееся ни в какую логику действие со стороны Джона Керри. Я не помню, чтобы Россия вела себя подобным образом. Но раз американская сторона так явно на этом настаивает и действует таким способом, я думаю, что у России есть вариант предложить ей свою альтернативу.

- А как цениваешь уровень профессионализма адвокатуры Виктора?

АБ: - Суд на тот момент в США нашему адвокату дал очень маленький срок для изучения доказательной базы. И вообще дела. Нас подгоняли. Были очень сжатые сроки, в которые защита должна была подготовиться к процессу. Было два варианта. Или соглашаться и признавать свою вину, или готовиться к процессу. У адвокатов должно было быть на это время. Но его нам не дали...

Россиянин Виктор Бут находится в заключении уже восемь лет.

Россиянин Виктор Бут находится в заключении уже восемь лет.

Фото: EASTNEWS/AFP

- Там вроде в прессе США уже появились сообщения, что было новое расследование дела Бута...

АБ: - Это расследование было сделано лишь совсем недавно. В связи с чем были выявлены совершенно новые доказательства по делу. Наши адвокаты, которые сейчас действуют, это фирма Джона Эшкрофта, бывшего генерального прокурора США, которая сейчас предоставляет юридическую защиту Виктора Бута. Еще есть адвокат Алексей Тарасов.

Так вот, ими были проведены ряд действий следственных, были получены данные о том, что Эндрю Смулян, который являлся основным свидетелем и обвинителем по делу Виктора, был завербован практически за несколько лет до проведения операции. Соответственно, являлся тоже платным агентом. Поэтому в таком случае престпуление состояться просто не могло, так как Виктор никак не мог договариваться сам с собой.

Но наше ходатайство по пересмотру дела в связи с вновь открывшимися обстоятельствами было отклонено. С точки зрения адвокатов, это достаточно неглубокая аргументация со стороны суда. Поэтому сегодня подана апелляция на пересмотр этого решения. Эндрю Смулян уже давно находится на свободе. И еще неизвестно, находился ли он действительно в заключении. После того, как Виктору вынесли приговор 25 лет, Смулян практически через четыре месяца был освобожден и выпущен на волю. С правовой точки зрения это очень странная ситуация.

- А сколько ему давали?

АБ: - Ему вообще нисколько не давали.

- Хотя его считали подельником Виктора?

АБ: - Да. Он проходил по тому же самому делу – сговор, поставка вооружений террористам. Но так как он согласился сотрудничать, перевел всю вину на Виктора, обвинив его во всем, соответственно его отпустили. Он уже не являлся преступником.

- Как ты смотришь на идею Порошенко – предложить Путину обменять Савченко на наших двух людей?

АБ: - Я думаю, что в данном случае любой вопрос имеет право быть рассмотренным. И не мне решать, насколько это России выгодно или невыгодно – принимать то или иное решение.

- А как ты смотришь на то, когда американское правосудие позволяет себе российских граждан хватать в любом конце Земного шара, везти в американскую тюрьму и там судить? Должна ли Россия поступать аналогичным образом?

АБ: - Я уже говорила, что Россия во всем этом процессе вела себя очень деликатно и дипломатично, ссылаясь на правовые нормы и вообще на международное право. Что касается американской стороны, то после ареста Виктора у американцев стали развязаны руки. Они тали совершать подобные действия, потому что, насколько я знаю, нашим гражданам предлагаются два варианта: или отбывать огромный срок наказания, или признать свою вину, тем самым согласиться на два-три года заключения в американской тюрьме. Если кто-то из задержанных признает свою вину, значит все действия с американской стороны были правомерными. Это один из элементов политической борьбы. Войны, наверное. Политической войны.

- Ты много раз говорила, что российская сторона делает дипломатичные, тактичные, юридически выверенные ходы. Но почему-то российские граждане сидят в американских тюрьмах, но не слышно, чтобы американские граждане таким же образом сидели в российских тюрьмах. Тебе не кажется, что здесь нет правового баланса?

АБ: - Баланса, наверное, нет. Я не совсем знаю, действительно ли это так, но, насколько мне известно, наверное, это не совсем так. Я не слышала ни одного громкого дела по поводу американских граждан. Единственное, это когда был арестован американкий разведчик Эдмонд Поуп, прикидывающийся «бизнесменом». То был прямой шпионаж против России. Путин тогда его просто помиловал и отпустила на свободу. Это был добрый шаг со стороны российского государства. Почему американская сторона не делает таких добрых шагов в нашу сторону, чтобы как-то нормализовать американо-российские отношения? Этого я не понимаю...