Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды16 апреля 2016 19:30

«Золотая маска» выбрала молодых и пьяных

Андрей Могучий, «Сон в летнюю ночь», Большой театр и прочие триумфаторы театрального сезона
Актер Дмитрий Ермак стал лауреатом премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле".

Актер Дмитрий Ермак стал лауреатом премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль в оперетте/мюзикле".

Фото: Евгения ГУСЕВА

«Золотая маска» - это главное событие в театральной жизни страны, охватывающее все ее многообразие, от Москвы и Санкт-Петербурга до самых до окраин. 16 апреля в Театре Станиславского прошла традиционная церемония награждения, которая увенчала всю проделанную работу – творческих коллективов, рождавших спектакли, экспертов, смотревших и отбиравших, зрителей, увидевших все сливки в течение двух последних месяцев.

В прошлом году церемония вручения «Золотой маски» прошла суховато и на этот раз организаторы постарались сделать более живое шоу. На первых минутах на стилизованную под цирковую арену сцену театра Станиславского спустился клоун, далее за дело взялись артисты «Антикварного цирка» (известного по спектаклю «Лев с седой бородой» в Центре Мейерхольда). Они и музыка Нино Рота сразу задали приятное настроение. В стиле цирка Феллини были и ведущие церемонии Юлия Пересильд и Павел Акимкин, В частности, Юлия то и дело совершала лихой прыжок за спину Павла и легким движением меняла платье, в общем, официоз был сведен к минимуму, а капустничество, усилиями веселых ведущих, шло по полной. Стоит отметить и режиссера церемонии – эти обязанности взвалил на себя Евгений Писарев. По мнению Елизаветы Боярской, режиссер все сделал быстро и здорово, так что сразу захотелось в цирк.

По мнению Елизаветы Боярской, режиссер все сделал быстро и здорово, так что сразу захотелось в цирк.

По мнению Елизаветы Боярской, режиссер все сделал быстро и здорово, так что сразу захотелось в цирк.

Фото: Евгения ГУСЕВА

От цирка к театру пошли через оперетту и мюзикл. Лучшими здесь стали «Голливудская дива» питерского Театра музыкальной комедии, режиссер Александр Франдетти за «Рождество О. Генри» в Театре Пушкина, Оксана Костецкая («Все о Золушке» и Дмитрий Ермак («Призрак оперы»).

В балете награды получили танцоры Любовь Андреева и Олег Габышев из Up & Down Театра балета Бориса Эйфмана, дирижер Юрий Кочнев («Стальной скок»), хореограф Даглас Ли («Когда падал снег»). В современном танце лучшим стал спектакль «Кафе Идиот» Театра «Балет Москва», в балете – «Герой нашего времени» Большого театра. Позже за «Героя» получили награду композитор Илья Демуцкий, художник Саймон Донжер.

Актриса Оксана Костецкая, ставшая лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле".

Актриса Оксана Костецкая, ставшая лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая женская роль в оперетте/мюзикле".

Фото: Евгения ГУСЕВА

В опере первой получила награду Хибла Герзмава за «Медею» в Театре Станиславского, впрочем, на вручении мы ее не увидели. «Хиблочка репетирует Дездемону в «Метрополитен-Опера», уверен, что теперь выжить в объятиях тамошнего Отелло ей захочется еще сильнее, получив эту «Маску», - заметил главный режиссер Александр Титель, который чуть позже вышел и за собственной наградой за ту же постановку. Далее Театр Станиславского, принимавший церемонию, получил и награду за лучшую оперу – «Хованщину».

Две награды достались «Ромео и Джульетте» «Новой оперы», они нашли Алексея Татаринцева, спевшего Ромео, и дирижера Андрея Лебедева.

Оперный певец Алексей Татаринцев, ставший лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль в опере".

Оперный певец Алексей Татаринцев, ставший лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль в опере".

Фото: Евгения ГУСЕВА

Затем пришло время дополнительных наград – ведь в театре их никогда не хватает. Впрочем, как позже отметил художник Сергей Бархин, все симпатии зала обычно на стороне тех, кто не получил премию, так что, номинантов без «Масок» не стоит сильно жалеть.

Специальные премии достались Александру Виноградову («Свадьба Фигаро») «за яркое музыкальное воплощение», опере-квесту «Путешествие в Страну джамблей» пермского театра им. Чайковского «за художественную целостность», хору Екатеринбургского театра оперы и балета за оперу «Сатьяграха».

Ну а самое пристальное внимание, как всегда, привлечено к драме. Здесь достаточно сложно было предсказать победителей, хороших спектаклей много, а вот явный лидер не вырисовывался. Пожалуй, стоило ждать очередной награды питерского режиссера Юрия Бутусова, представленного сразу двумя спектаклями, и поставленный им в театре Вахтангова «Бег» действительно на полкорпуса опережал работы коллег. Недаром опрос на сайте «Театрал онлайн» показал именно его лидерство (32% голосов). Булгаковские сны органично соединились с бутусовскими этюдами, и получилась мощная работа с долгим послевкусием.

На втором месте в том же опросе и, наверное, главным и контрастным конкурентом «Бега» был «Сон в летнюю ночь» Мастерской Фоменко - эта воздушная и остроумная (а также цирковая, соответствующая церемонии) работа Ивана Поповски тоже вполне заслуживала победы.

Режиссер Иван Поповски (второй слева) и актеры спектакля "Сон в летнюю ночь" театра "Мастерская П. Фоменко", получившие Национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучший спектакль в драме.

Режиссер Иван Поповски (второй слева) и актеры спектакля "Сон в летнюю ночь" театра "Мастерская П. Фоменко", получившие Национальную театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучший спектакль в драме.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Как и поставленные словенцем Томи Янежичем «Человек» в БДТ, «Маленькие трагедии» из Ижевска от Петра Шерешевского, «Трамвай «Желание» из Серова режиссера Андреаса Мерц-Райкова и т.д. - работы из регионов вообще очень уверенно смотрелись в программе фестиваля. Особняком стояли лишь спектакли Константина Богомолова и Кирилла Серебренникова, которые анонсировали свой бойкот «Золотой маски» прошлой осенью, протестуя против неправильных с их точки зрения экспертов. В программе их спектакли остались, но было бы странно увидеть их лауреатами.

Впрочем, многие сомневались, что Юрий Бутусов, и так часто награждаемый и в частности получивший в прошлом году «Золотую маску», снова опередит коллег. И действительно, первый приз получил «Сон в летнюю ночь».

«Прежде всего, это благодаря тому, что я 2 года думал, что делать, после того как не стало Петра Наумовича, - рассказал, получая приз Иван Поповски, - в этой пьесе сочетается актерское, потому что казалось, что это должен быть актерский спектакль, и постановочный театр».

А лучшим режиссером стал Андрей Могучий за поставленных в БДТ «Пьяных» по пьесе Ивана Вырыпаева. Отдельную премию получил «актерский ансамбль». «Пьяных», неслучайно активно представленный в номинациях за роли второго плана. «Правильное решение, артисты хорошие, талантливые», - шутили сами артисты со сцены, получая свой приз.

Художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий, ставший лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая работа режиссера в драме"

Художественный руководитель Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова Андрей Могучий, ставший лауреатом Национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая работа режиссера в драме"

Фото: Евгения ГУСЕВА

В актерских работах кого-то могла позабавить конкуренция Олега Табакова («Юбилей ювелира») и молодого Сергея Волкова из «Кабаре Брехта». Но тем ценнее победа 23-летнего актера питерского театра им. Ленсовета, который прекрасно воплотил Бертольта Брехта в спектакле Юрия Бутусова «Кабаре Брехт» и полностью заслужил свою награду.

«Три спасибо. «Золотой маске», что мы приехали в Москву со своим спектаклем, тем, кто рядом со мной работает, вы меня очень сильно питаете, и спасибо моему учителю Юрию Николаевичу Бутусову, который своим примером показывает, что границ нет и в театре можно делать абсолютно все», - серьезным голосом сказал Сергей Волков, пришедший на церемонию в какой-то серой рубашке и джинсах, оставаясь, согласно заветам эпического театра Брехта, самим собой на сцене.

У женщин вновь выделялся звездный МХТ в лице Натальи Теняковой, которой, впрочем, могла навязать борьбу грамотно популяризирующая себя в Инстаграме Ирина Горбачева (при этом блестяще сыгравшая во «Сне в летнюю ночь»).

Но жюри наградило Марию Смольникову, сыгравшую в «О-й. Поздняя любовь» Лаборатории Дмитрия Крымова, которая «ждала, но не ожидала», и даже по ее голосу после получения награды это было понятно.

За роль второго плана награду получил Николай Мартон из Александринского театра, блестяще сыгравший в «Маскараде. Воспоминания будущего». «Тащитесь, траурные клячи, актеры, правьте ремесло, чтобы от истины ходячей всем было больно и светло», - своим суперголосом прочел Мартон, когда отзвучали долгие аплодисменты, а потом поблагодарил «гениального Лермонтова за «Маскарад» и великий Александринский театр, в котором служит более полувека».

В общем, все театральные сестры (и братья) получили по серьгам, никому не должно быть уж слишком обидно, тем более, что, как уже было сказано, номинанты, оставшиеся без наград, пользуются большей любовью коллег.

А если говорить о любви, в которой сложно усомниться, как и в случае с Николаем Мартоном, то лауреатами премии «за вклад в развитие театрального искусства» стали: Римма Белякова, Лев Додин, Клара Кисенкова, Борис Мессерер, Юрий Соломин, Ринат Тазетдинов, Борис Эйфман и Ростислав Янковский.