Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика5 августа 2016 22:00

Итоги двух лет антисанкций: Плюсы и минусы продуктовой «блокады»

Шестого августа 2014 года Россия объявила торговых ограничения против стран Запада
За два года производство свинины выросло аж на 28%

За два года производство свинины выросло аж на 28%

Фото: Алексей БУЛАТОВ

В опалу тогда попали пресловутый хамон, пармезан и десятки других продуктов питания из Европы и США. На рынках тут же образовался дефицит. Но российские политики и чиновники разных мастей сыпали обещаниями: «В условиях антисанкций не допустим роста цен». Или вот еще популярное: «В течение пары месяцев быстро найдем замену продуктам, попавшим под запрет». Главным лозунгом продэмбарго стала поддержка отечественного производителя. А из каждого утюга звучало слово «импортозамещение». Два года – солидный срок, чтобы подвести итоги проделанной работы.

МЯСО И МОЛОКО - В ЛИДЕРАХ

Существенного воздействия продовольственного эмбарго на цены или производителей больше не ощущается. По крайней мере, именно такой вывод сделали эксперты аналитического центра при Правительстве России в докладе «Продовольственное эмбарго: итоги 2015». Рынки якобы полностью адаптировались к режиму «антисанкций». Правда, сделали они это по-своему. Например, животноводство пошло в рост за счет собственных ресурсов. За два года производство курятины увеличилось на 18%, свинины – аж на 28%. Даже разведение индейки и страусов налаживается. Вот оно импортозамещение во всей красе!

Еще из позитивных изменений - производство молока и молочных продуктов тоже выросло. Хотя и не так сильно, как того требует спрос. Дефицит молока в России примерно 8-9 млн. тонн. В итоге европейский импорт мы, конечно, заместили, но другим - белорусским.

- Молочную отрасль сложно быстро «раскачать» из-за низкой рентабельности, - считают эксперты из «Союзмолока».

Еще из позитивных изменений - производство молока и молочных продуктов тоже выросло

Еще из позитивных изменений - производство молока и молочных продуктов тоже выросло

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Построить ферму, наладить производство – дело долгое. А само молоко – продукт социальный, цену на него особо не поднимешь. Вот бизнес и интересуется проектами с более быстрой выгодой. Тем более что непонятно, как долго продялся санкции. Вдруг через полгода или год их возьмут и отменят.

Надо отдать должное: Минсельхоз старается выровнять ситуацию. К 2017 году предлагают запустить программу, по которой государство будет возмещать треть затрат инвесторов на создание молочных ферм. Предприниматели должны оценить жест. Но раз решения пока нет, нет и масштабных инвестиций в отрасль.

ОВОЩИ И РЫБА - В АУТСАЙДЕРАХ

Рынок рыбы тоже «подстроился». Продукцию стали закупать у других стран-экспортеров, не из «черного списка». Самим пока тяжело. Рыбный промысел за прошлый год вырос лишь на 5%.

Доля отечественных овощей на прилавках выросла всего на 2%, а фруктов – на 13%. Такие данные приводит Национальный союз производителей плодов и овощей. Там подчеркивают, что в России до сих пор почти нет производства многих видов востребованных овощей. Например, цветной капусты и чеснока. И самая главная проблема - отсутствие тепличных комплексов и овощехранилищ. Об этой проблеме знали два года назад, но дело с "мертвой точки" почти не сдвинулось. Некоторые подвижки есть, но масштабных инвестиций в эту отрасль так и не пришло.

Рыбный промысел за прошлый год вырос лишь на 5%

Рыбный промысел за прошлый год вырос лишь на 5%

Фото: Михаил ФРОЛОВ

ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ НА ТРЕТЬ

Обещания не допустить роста цен так и не сбылись. Правда, тут скорее девальвация рубля виновата. Тем не менее, за два года существования продэмбарго продукты подорожали на 32%, подсчитали в Минэкономразвития. Для сравнения, общая инфляция за этот период составила около 20%. Естественно, рост цен привел к ухудшению качества жизни россиян.

- Граждане стали значительно реже покупать дорогие продукты: сыры, колбасы, мясо, птицу, рыбу, морепродукты и овощи. Традиционно в наименьшей степени население экономит на хлебе и хлебобулочных изделиях, крупах и макаронных изделиях, - говорится в докладе «Продовольственное эмбарго: итоги 2015». - Россияне на продукты питания тратят почти 40% ежемесячного дохода. В развитых странах этот уровень – 10 - 20%. Он высок даже для некоторых развивающихся стран. Даже в Бразилии, например, на еду тратят 18% заработной платы.

- Нельзя сказать, что цены за этот период росли сильно быстрее, чем раньше. Но у нас впервые, если исключить периоды кризисов, так долго, устойчиво и существенно снижались доходы населения, – говорит Петр Шелищ, председатель Союза потребителей России. - Но как тут быть, если на прилавках половина продуктов произведена не нашими аграриями, а остальная половина переработана не нашими работниками?! Откуда взяться деньгам в карманах у наших потребителей? Мое мнение – санкции надо не только оставить. Но и продлить на долгое время.

С одной стороны, это может помочь нашим аграриям все же развить производство и встать на ноги. С другой, в отсутствие конкуренции это неминуемо приведет к тому, что цены останутся высокими, и стимулов их снижать у отечественных производителей не будет.

КСТАТИ

Страны Запада потеряли от продуктового эмбарго, введенного Россией, $8,6 млрд. за 2015 год, подсчитали в Минэкономразвития. Общая сумма потерь ЕС от санкционного противостояния с Россией — около €40 – 50 млрд. в год.