Главный герой фильма «Нелюбовь» - ребенок, который становится обузой для родителей.
Фото: кадр из фильма
Игра дуплетом
Последний раз русский фильм участвовал в главном конкурсе Каннского фестиваля в 2014 году, и был это «Левиафан» Андрея Звягинцева (он получил тогда приз за сценарий). Потом два года наше кино вообще не попадало в список номинантов на престижную «Золотую пальму» (хотя в 2016-м во вторую по важности конкурсную программу, «Особый взгляд», вошел фильм Кирилла Серебренникова «Ученик»). И вот сразу два русскоязычных фильма отобрано для участия в главном конкурсе - это новые работы Андрея Звягинцева и Сергея Лозницы.
И тот и другой в четвертый раз принимают участие в официальной программе фестиваля. Звягинцев уже показывал в Каннах «Изгнание», «Елену» и уже упомянутого «Левиафана» (и ни разу не возвращался без наград, будь то за лучшую мужскую роль или лучший сценарий, или спецприз «Особого взгляда»). Лозница участвовал с суровыми драмами «Счастье мое», «В тумане» и показанным вне конкурса документальным фильмом «Майдан» (официальными призами его пока не награждали, но зато был приз критики).
Общеизвестно, что Каннский фестиваль - мероприятие для кинематографических генералов. Сюда десятилетиями приглашают одних и тех же, иногда - для разнообразия - кому-нибудь из них отказывая (тогда это вызывает скандал, чему тоже всегда очень рада каннская администрация). Нравится это кому-то или нет, но Лозница и Звягинцев прочно вошли в кинематографическую номенклатуру, любая их новая работа вызывает уважение и интерес. Международных режиссерских звезд у нас единицы, и когда их новые картины совпадают по времени, возникает такая игра дуплетом.
О новой картине Звягинцева, «Нелюбовь», известно только то, что это психологическая драма, «история о двух несчастных людях, которые осознали, что не могут больше жить вместе... Но у них есть ребенок, и теперь он обуза в их будущих новых проектах» (так рассказывает сам Звягинцев). Как и в случаях предыдущих картин одного из главных авторов нового русского кино, его пятый по счету фильм - камерная семейная драма, которая не может не обернуться серьезными мифологическими проекциями.
Многосторонняя европейская картина «Кроткая» Лозницы, в которой занята едва ли не вся труппа екатеринбургского театра Николая Коляды, - современная версия рассказа Достоевского, ранее экранизированного и в СССР (с Ией Саввиной в заглавной роли) и во Франции великим режиссером Робером Брессоном с Доминик Санда.
«Кроткая» - картина Сергея Лозницы по одноименной повести Достоевского.
Фото: кадр из фильма
Без копейки государственных денег
Сразу два фильма на русском языке последний раз соревновались в каннском конкурсе целых 10 лет назад - тогда «Александра» Александра Сокурова соперничала с «Изгнанием» Звягинцева. Когда в официальной каннской программе одним махом участвовали три отечественные картины, сразу и не скажешь.
Можно было бы сказать, что подобный успех, означающий едва ли не ренессанс отечественного кино, связан с тем, что принесла наконец свои плоды политика поддержки его государством, провозгласившим прошлый год Годом российского кино. Но нет: все три картины, участвующие в этом году в Каннах, сняты без копейки государственных денег...
Битва за «Тесноту»
В официальной каннской программе будут представлены в этом году не только мэтры, но и молодежь. В конкурсную программу «Особый взгляд» вошел фильм дебютанта Кантемира Балагова «Теснота». Балагов - выпускник мастерской Александра Сокурова в Кабардино-Балкарском университете - снял фильм, чье действие разворачивается в его родном Нальчике в конце 1990-х годов. По жанру это семейная психологическая драма, по стилю - радикальное авторское кино. За картину ученика Сокурова в Каннах развернулась настоящая борьба: ее приглашали к участию сразу три программы - «Двухнедельник режиссеров», «Неделя критики» и «Особый взгляд». Всякий дебютант был бы счастлив участию в любой из них, но на «Тесноту» в результате наложила лапу наиболее престижная из этих секций - «Особый взгляд». Вообще Каннский фестиваль обожает открывать для себя новые территории - в этом году ею станет малоизвестная миру Кабардино-Балкария. Помимо участия в конкурсе «Особый взгляд», Балагов также участвует в конкурсе на лучший дебют, победитель которого получает «Золотую камеру».
Действие фильма «Теснота» разворачивается в Нальчике.
Фото: кадр из фильма
А В ЭТО ВРЕМЯ
Кто конкуренты нашим режиссерам
Надо отметить, что средний возраст участника каннского конкурса в этом году намного меньше обычного. Каннская номенклатура в этом году помолодела - из ветхозаветных старцев присутствует только австриец, дважды лауреат каннского «золота» Михаэль Ханеке (если новый фильм автора «Любви» и «Белой ленты» вновь получит главный приз, это станет сенсацией).
Среди вечных каннских небожителей - японка Наоми Кавасе («Сияние»), снимающий по три фильма в год кореец Хонг Сансу (он показывает сразу два фильма, в конкурсе и вне конкурса), француз Франсуа Озон («Двойной любовник»), еще один француз, автор «Артиста» Мишель Хазанавичус («Молодой Годар»), американец, автор «Кэрол» Тодд Хэйнс («Мир, полный чудес»).
Франсуа Озон обнажил тела и души в драме «Двойной любовник»
Фото: кадр из фильма
Актуальное и свежее кино в необычно широком ассортименте представлено в этом году вполне себе молодыми режиссерами, среди которых - англичанка Линн Рэмзи («Тебя никогда здесь не было» с Хоакином Фениксом), грек Йоргос Лантимос («Убийство священного оленя» с Николь Кидман и Колином Фаррелом), американка София Коппола («Роковое искушение» с теми же исполнителями), немец Фати Акин («Из ниоткуда») швед Рубен Эстлунд («Квадрат»), американец Ной Баумбах («Истории семьи Майровиц»), кореец Пон Джун-хо («Окча» с Тильдой Свинтон и Джейком Джилленхолом), венгр Корнель Мундруцо («Луна Юпитера»), американцы Бенни и Джош Сэфди («Хорошее время» с Робертом Паттинсоном).
СПРАВКА «КП
Кому уже доставались награды
Отечественная картина лишь однажды становилась лауреатом «Золотой пальмовой ветви» - в далеком 1958 году этой награды был удостоен фильм Михаила Калатозова «Летят журавли». Чаще присуждался второй по значению приз, Гран-при жюри, - «Солярису» Андрея Тарковского в 1972 году, «Сибириаде» Андрея Кончаловского в 1979-м, «Покаянию» Тенгиза Абуладзе в 1987-м, «Утомленным солнцем» Никиты Михалкова - в 1994-м.
В постперестроечное время российское кино в Каннах исправно представляли два режиссера - Павел Лунгин (в 1990 году «Такси-блюз» наградили призом за режиссуру, а в 2000-м «Свадьбу» - призом за лучший актерский ансамбль) и Александр Сокуров («Молох» получил приз за лучший сценарий, в конкурсе участвовали «Телец», «Русский ковчег», «Отец и сын», «Александра»). Сейчас наиболее обласканный Каннами российский режиссер - Андрей Звягинцев.