2017-05-06T10:08:39+03:00

Как научиться все успевать

Журналистка «КП» проверила, помогает ли превращать время в деньги модная наука тайм-менеджмент
Поделиться:
Комментарии: comments24
Tайм-менеджмент - один из самых популярных обучающих курсов. А книжные полки отделов бизнес-литературы пестрят этим словомTайм-менеджмент - один из самых популярных обучающих курсов. А книжные полки отделов бизнес-литературы пестрят этим словомФото: EAST NEWS
Изменить размер текста:

«Папой» тайм-менеджмента считают политического деятеля Бенджамина Франклина (тот, что на банкноте в $100). Это он заявил: «Время - деньги». А еще славился тем, что подробно записывал свои дела в ежедневник. За 250 лет суть современной науки об управлении временем не изменилась ни капли: цени его и планируй.

Казалось бы, что сложного? Однако, по исследованию компании Headhunter, тайм-менеджмент - один из самых популярных обучающих курсов. А книжные полки отделов бизнес-литературы пестрят этим словом. Экстремальный тайм-менеджмент, женский, детский, для беременных, позитивный, даже аЦЦкий - и тот имеется. Авторы утверждают, что только у них есть какая-то магическая система, которая поможет все успевать. Попахивает надувательством… Разберемся!

СЛОН И ЛЯГУШКА

«Съешьте лягушку на завтрак», - советует Брайн Трейси, гуру тайм-менеджмента. Речь идет не о французской гастрономии. Это термин, которым эксперт называет самую противную задачу, решение которой вы всегда откладываете на потом. А на самом деле выполнить ее нужно в первую очередь. Тогда вас захлестнет чувство эйфории, и вы приметесь за дело с удвоенной энергией.

Проверим. Моя «лягушка» - исследование для дипломной работы в университете. Я давно решила делать его по чуть-чуть каждый день, только вот никак не могу приступить. Героически встаю пораньше и до работы пытаюсь написать хоть несколько строк. Мысли скачут, тянет пойти сделать себе чай, посмотреть соцсети… А еще и посуда не мыта! Мозг услужливо подсказывает более легкие для него варианты времяпровождения. Беру себя в руки, и через 2 часа у меня появляется 4 страницы текста. И, признаюсь, - чувство выполненного долга. Вот только оно такое большое, что работать больше вообще не хочется. Что там по этому поводу у Трейси написано?

«Если дело большое, то это не лягушка. Это целый слон, - пишет он в своей книге. - Мы не будем его есть целиком. Мы поделим его на маленькие кусочки, чтобы через некоторое время слон таким большим не казался. Маленькие задачи гораздо легче выполнять, нежели большие».

Судя по этому совету, надо было написать мне не 4 страницы, а 2. Только мой научный руководитель другого мнения. Он считает, что надо строчить страниц по 10. А ваш начальник будет ждать, пока вы маленькими кусочками доедите слона? Сомневаюсь.

ЗАКИДАЙТЕ ДЕЛА «ПОМИДОРАМИ»

Автор «помидорного» тайм-менеджмента - итальянский студент Франческо Чирилло. Свою подготовку к сессии он решил разбить на множество временных промежутков. А время отсчитывал по будильнику в виде большого томата - отсюда и название метода. Его суть - максимально сконцентрироваться на работе в течение 25 минут. Потом 5 минут отдых. Затем снова 25 минут активного труда и пятиминутка отдыха. После 5 - 6 таких сессий можно расслабиться подольше, минут на 20.

Мой друг боготворит «помидорный» способ организации рабочего времени. Но мне он совершенно не подошел. Я втягивалась в работу, мысль начинала идти - и вдруг звонил этот дурацкий будильник. А через 5 минут я совершенно забывала, на чем остановилась. И добрая половина остального рабочего времени уходила на то, чтобы восстановить логику.

ПЛАНИРОВАЛА, ПЛАНИРОВАЛА, ДА НЕ ВЫПЛАНИРОВАЛА

Советы из книг мне явно не помогали. И я начала расспрашивать бизнес-тренеров, как они сами обуздывают время?

- Мой любимый метод - матрица Эйзенхауэра, - говорит коуч Оксана Звагольская. - Он позволяет рассортировать все дела в порядке значимости. Ведь проблема 95% людей не в чрезмерной загруженности, а в неумении расставлять приоритеты.

Матрица - это 4 квадрата. Один с заголовком «Важное и срочное». Другой - «Важное, но не срочное». Третий - «Срочное, но не важное». И, наконец, четвертый - «Не срочное и не важное». Нужно вспомнить все свои дела на неделю или месяц. И вписать каждое в нужный квадрат. У меня, конечно, получилось, что все дела срочны и важны. Паника. Куда бежать, за что хвататься?

Оказалось, авторы метода предполагают, что первый квадрат вообще должен быть пустым. Его заполняют делами «жизни или смерти».

К важным, но не срочным относят все повседневные дела, творческие и перспективные задачи. Сюда же можно вписать отдых, занятия спортом. Считается, что все внимание и время надо посвящать именно этому квадрату.

Третий - это всяческие хлопоты и занятия, которые важны кому-то, но не вам лично. Деловые встречи, от которых не будет пользы. День рождения приятеля, на который не хочется идти. Или помощь, которую вы пообещали, а теперь не знаете, как отвертеться. Тратить время на такие дела эксперты категорически не советуют. Если есть возможность, нужно отказаться или делегировать их кому-то еще.

И, наконец, четвертый квадрат - не важное и не срочное - состоит из пожирателей времени. Это просмотр нового сезона сериала или отупляющих передач. Сидение в социальных сетях, разглядывание фотографий и так далее. Если уж хотите предаваться прокрастинации - выделяйте час в день и не отступайте от плана.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

ВСЕ ВРУТ?

Каждый день в течение недели я развлекалась: откапывала очередной умный метод тайм-менеджмента и тестировала его на себе. Был, например, метод «швейцарского сыра». Он советует действовать хаотично - немного поделать одно дело, потом другое, третье. В результате я так толком ничего и не сделала.

Пробовала и «метод Уоррена Баффета». Знаменитый миллиардер составлял 25 целей на день. Выбирал из них 5 важных. А об остальных 20 просто забывал и все. «Идеально», - подумала я. Но я не владелец гигантской корпорации и наскребла всего 5 целей в день. И важных и не очень. Пришлось делать все.

Ни одна из распробованных систем так и не пришлась мне по душе. Может, тайм-менеджмент - это просто миф? И достаточно просто завести ежедневник?

- В большинстве книг по управлению временем нет оговорки, что методы должен соответствовать характеру и темпераменту личности. Это же менеджмент! Считается, что он универсальный. Но люди-то все разные, - сетует психолог Людмила Гущина. - Тайм-менеджмент в идеале не должен коренным образом менять образ жизни человека. Это способ коррекции привычек, а не разрушение прежней модели. Свой метод, увы, придется искать. Или даже изобретать. Кто-то эффективнее работает вечером, кто-то утром. Кто-то может нырнуть в задачу на 3 часа. А кто-то способен вынести только 40 минут. Все эти особенности нужно учитывать. Тогда они будут играть вам на руку.

ПРАВО НА ЛЕНЬ

Зачем вообще нужен тайм-менеджмент?

Почему он так популярен? Отчасти из-за моды. Сейчас модно быть человеком, фонтанирующим энергией. Герои нашего времени - те, кто все успевает. «Невозможное - возможно», - повторяем мы рекламный слоган и берем на себя новые и новые обязательства.

В своей книге «О пользе лени» американский ученый Эндрю Смарт оправдывает лень вполне научно. Мозг современного человека измучен хронической многозадачностью. В итоге ему трудно сконцентрироваться, он становится рассеян и забывчив.

- Мобильные устройства круглосуточно семь дней в неделю обеспечивают нас уведомлениями о работе, - пишет Смарт. - Разум никогда по-настоящему не отдыхает.

Но вместо того чтобы взять свое законное право на отдых, мы почему-то начинаем мечтать о волшебной таблетке, которая заставит нас работать в 2 раза дольше. Однако у мозга тоже есть ресурс. И когда его перенапрягают, пишет Смарт, он переходит в режим автопилота. Может делать рутинную работу, но никогда не подкинет вам гениальную мысль.

- Вряд ли Ньютон зарывался в бумаги и рвал на себе волосы в страхе перед надвигающимся сроком сдачи проекта. А специалист по продуктивности не заглядывал ему через плечо, дабы проверить, эффективно ли он думает, - шутит ученый. - Декарт придумал свою знаменитую систему координат, нежась в постели. Выдающиеся открытия - не всегда результат упорного труда. Скорее внезапные вспышки вдохновения, которые возможны только в состоянии покоя.

Так что, прежде чем читать книгу «Как запихнуть тысячу дел в 24 часа», подумайте, может, стоит вместо этого хорошенько выспаться? Такой тайм-менеджмент нам тоже нужен.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также