2017-07-27T14:33:10+03:00

Йан Лэндсберг: «Фотожурналисты должны «работать в поле», искать, исследовать действительность, быть готовыми запечатлеть развитие событий»

Член жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина раскрыл секреты мастерства
Поделиться:
Комментарии: comments1
Фотограф Йан Лэндсберг Фото: предоставлено организаторамиФотограф Йан Лэндсберг Фото: предоставлено организаторами
Изменить размер текста:

Йан Лэндсберг, с 2007 года фоторедактором медиагруппы Independent Media. Йан Лэндсберг посвятил многие годы работе в области репортажной и спортивной фотографии. Он часто выступает с лекциями о фотожурналистике в высших учебных заведениях и входит в состав жюри на фотоконкурсах.

- Почему вы решили стать членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина?

Для меня большая честь быть членом жюри Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина. Я полностью разделяю цели конкурса: мы должны поощрять, вдохновлять и учить молодых фотожурналистов разных стран рассказывать о жизни людей, о жизни общин и делать это правдиво, смело и объективно.

В наш цифровой век повествование средствами фотографии является наиболее распространенным способом передачи новостей и информации, сведений о людях, их жизни и чаяниях. Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина является трибуной, выступая с которой молодые журналисты разных стран получают возможность рассказывать о своих общинах, странах и социальных проблемах.

Мне нравится, что организаторы конкурса намерены популяризировать произведения молодых фотожурналистов, работающих в полевых условиях. Присвоение конкурсу имени отважного молодого фотожурналиста Андрея Стенина, заплатившего самую высокую цену за право стать «глазами общества», отдает дань не только его наследию, но и всем фотожурналистам, честно выполняющим свой долг на благо всего человечества.

Наконец, как южноафриканский фотожурналист и фоторедактор, тесно сотрудничающий с газетами, я убежден, что этот конкурс побудит молодых фотожурналистов больше рассказывать об Африке и ее народах, их надеждах и чаяниях, разоблачать мировое зло и пробуждать сознание людей во всем мире.

- Что вы думаете об элементах изобразительного искусства в документальной фотографии?

Я думаю, что искусство присуще документальной фотографии, поскольку и фотография как таковая является родом художественного творчества. В качестве «палитры» фотографы используют свет, а объективы фотоаппарата – это «кисти», которыми они рисуют картины жизни. Насыщая свои произведения элементами изобразительного искусства – образами, формами, текстурой, воздухом, цветом – фотографы-документалисты значительно увеличивают силу их воздействия на зрителя. Не удивительно, что отцом документальной фотографии считается художник Альфред Штиглиц. Присутствие элементов изобразительного искусства во многих его классических работах не вызывает сомнения. Даже сам термин «фотография» свидетельствует о связи с искусством. «Фотос» означает «свет», а «графия» - «искусство» или «писательский труд».

- Что, по вашему мнению, важнее для фотожурналиста – хорошо продуманный сюжет или снимок, сделанный в нужном месте в нужное время?

Хотя важно и то, и другое, я бы отдал предпочтение последнему. В сущности, задача фотожурналиста, как говорил Андрей Стенин, – быть «глазами мирового сообщества». Фотожурналисты должны «работать в поле» (а не сидеть на службе, придумывая сюжеты), искать, исследовать действительность, быть готовыми запечатлеть развитие событий. Но это не значит, что не нужно обдумывать и планировать сюжет – все это необходимо делать в любом случае, особенно когда работаешь в документалистике. Подводя итог, можно сказать следующее: фотожурналист в любое время должен быть готов к действию. Великий американский фотограф-пейзажист Ансель Адамс говорил: «Везение приходит к тем, кому есть, что сказать». В газетной фотожурналистике ты должен оказаться в нужном месте в нужное время и поймать тот самый «решающий момент», о котором говорил французский фотограф Анри Картье-Брессон.

- Что вы считаете более важным – качество или оперативность?

Важно и то, и другое. Но, стремясь добиться высокого качества изображения, не надо забывать и об оперативности и наоборот. Оперативность совершенно необходима, когда идут экстренные сообщения или когда сюжет в развитии. При этом вполне возможно, что немного пострадает качество: не успели навести на резкость, не та выдержка, неверный настрой диафрагмы, недодержки или передержки. Для того чтобы обеспечить качество изображения на нужном уровне, фотографы обязаны досконально знать свое оборудование, заблаговременно поставить выдержку и подобрать объективы под прогнозируемые угол зрения и характер действия.

- Что должна содержать фотография, чтобы привлечь ваше внимание?

Чтобы фотография выделялась среди других, в ее композиции должны присутствовать сильные визуальные элементы – образы, формы, оттенки цвета, линии, ракурсы, которые, сливаясь в общую картину, производят впечатление на зрителя. Она должна вызывать эмоциональную реакцию, когда вы видите ее первый раз, и потом оставаться в памяти. Фотография, как и обычное предложение в повествовании, для передачи смысла должна иметь подлежащее (человек, материальный предмет, строение), сказуемое (действие/происшествие) и дополнение (контекст/пространство).

- Как может фотограф достичь профессионального совершенства в наше время, когда печатные издания все дальше отодвигаются на задний план электронными СМИ?

Фотографам приходится заново себя изобретать, приспосабливаться к цифровым рынкам. Ведь с появлением мобильных телефонов со встроенными камерами на их территории теперь пасутся все, кому не лень. Чтобы идти в ногу со временем, приходится в качестве дополнительной площадки для публикации и экспонирования фоторабот использовать социальные сети. Но одновременно фотографам необходимо на полную мощь использовать приобретенные профессиональные навыки – наметанный глаз, композиционное и художественное чутье, понимание природы света, журналистскую хватку…. Кроме того не следует снижать престиж художественной фотографии; напротив, необходимо активно изыскивать возможности для продажи работ в виде художественных фоторепродукций или даже фотоальбомов. Наш девиз: «Цифра хорошо, а печать лучше».

- Есть ли, по вашему мнению, какие-то этические пределы в области высококачественной событийной фотографии (например, в отношении композиции)?

Появление так называемых липовых новостей – свершившийся факт. Фотографии тоже должны быть настоящими, подлинными. Подделку изображений или сцен необходимо исключить. Фотограф обязан правдиво фиксировать то, что он или она видит; манипулировать изображениями, заниматься постановочной съемкой запрещается. Гордостью фотожурналистики всегда была безупречная профессиональная этика, основанная на высоких нравственных принципах.

- Как вы думаете, какой спортивный сюжет или какая спортивная фотография могла бы получить Гран-при?

Спортивная жизнь в целом предоставляет фотографам большие возможности для создания серий интересных работ. Можно, например, запечатлеть сцены из жизни отдельных спортсменов или спортивных деятелей, события на состязаниях/турнирах, либо посвятить серию зарисовок таким спортивным проблемам, как договорные игры, употребление стероидов, обеспечение безопасности.

Мне, например, кажется очень интересной тема о слепых игроках в крикет. Такой фоторепортаж не только привлечет внимание к проблемам спортсменов с ограниченными возможностями, но и покажет силу человеческого духа, способного преодолевать трудности и физическую немощь.

 
Читайте также