Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+8°
Boom metrics
Общество17 августа 2017 9:07

Рэп-баттл - это кулачный бой эпохи интернета

Наш колумнист увидела в поединке Оксимирона и Гнойного нечто очень знакомое. И поняла: жизнь меняется, основные правила - нет [видео]
Два мужчины на глазах у толпы бьются за право называться самым сильным

Два мужчины на глазах у толпы бьются за право называться самым сильным

Все спорят про рэп-баттл Оксимирона и Гнойного, он же Слава КПСС, собравший в Youtube свыше 10 миллионов просмотров.

Я тоже хочу сказать. Хотя, как и большинство спорящих, ничего не понимаю ни в рэпе, ни в баттлах ( словесных сражениях рэперов).

Просто я увидела в этом поединке, который смотрела с огромным интересом, что-то очень знакомое.

Да вот же. Это кулачный бой эпохи интернета.

Издревле лучшие бойцы из народа выходили на поединки. Не на ринге, не на арене. В кругу болельщиков, которые, возможно, вот только что сами молотились стенка на стенку. И самые сильные из них уже в одиночку показывали на радость толпе удаль молодецкую. И силу. И боевой дух. И внутреннюю свободу от всего: от сословной иерархии (а бывали случаи, и силачи из знати приходили сюда побаловаться), от надоевших запретов общества, от условностей, которые придуманы, чтобы держать население в узде.

В те времена прорваться из низов к личной свободе можно было только кулаками.

Нынешние рэп-поединки - это кулачные схватки, где вместо кулаков работают мозги.

Самое совершенное сегодняшнее оружие.

А толпа, что криками поддерживает своего бойца, только что вернулась в реал из интернет-боев стенка на стенку.

Мир изменился.

Мы вступили в другую эпоху. Где спецслужбы двух крупнейших держав всерьез обсуждают, повлияли ли на выбор президента одной из них какие-то сидящие за компами мальчишки-хакеры.

Где главным товаром становятся не ископаемые, добываемые из земли. А создание искусственного разума, виртуальной реальности, новых невиданных технологий.

Где пролетариат выглядит по-другому: теперь это офисный планктон, сидящий в комнатах-клетках перед мониторами. И за этот электорат бьются новые вожди.

Где народной забавой становится битва не кулаком, не оружием, а словом. Да, иногда матерным. Но его ударная мощь сильнее, а народные кулачные бои - это бои без правил.

Оксимирон и Слава КПСС владеют словом виртуозно. И те, кто брезгливо морщатся: ужас, матерщина, отстой, тупая маргинальщина, просто не слушали этот батл. Или не так хорошо знают историю литературы. Потому что отвязные рэперы цитировали Оруэла, Гумилева, делали отсылы к Тарковскому и Бродскому. А учившийся в свое время в Оксфорде Оксимирон в третьем раунде даже вкратце пересказал голливудскую теорию создания бестселлеров.

Он вообще демонстрировал мастерство полета сквозь культурные слои и эпохи.

И ни разу не выматерился. В рэперном баттле, где универсальное владение ненормативной лексикой - как владение нокаутирующим ударом у боксера - такое решение выглядит самоубийственно. Лично мне напомнило лучшие бои тогда еще молодого и бесстрашного боксера Роя Джонса, который, сражаясь с противником, демонстративно прятал руки за спину. Показывал, что справится и без них.

Рой Джонс справился. Оксимирон - нет. Более молодой и рьяный Слава КПСС отделал его панчами - своего рода стихотворными нокдаунами, пока не послал в нокаут.

Надо было видеть, как они ходили друг перед другом, задевая соперника раздувшейся от натуги грудью - словно бойцовые петухи. И бросались друг в друга стихами.

Оксимирон - общепризнанный чемпион, не знавший до этого ни одного поражения, был слегка расслаблен и самоуверен.

А молодой Слава КПСС плевался словами. Как злой Франсуа Вийон, ранний Маяковский, юный Вознесенский. Я сейчас не о масштабе дарования. Об энергетике, о силе злости, которая и притягивает зрительский интерес во всех поединках.

Иногда из огромной груды железной арматуры слов и чугунной решетки рифм рождается что-то настоящее. Иногда не рождается.

В любом случае на наших глазах приходит другая субкультура. Меняется питательный бульон, из которого будет вырастать новое поколение. Миллионы просмотров словесных поединков в интернете - это серьезная заявка на владение умами. Даже у поэтов, выкликавших перемены в начале прошлого века и во времена оттепели, не было такой аудитории.

А принцип схваток остается прежним. Два мужчины на глазах у толпы бьются за право называться самым сильным.

Мне нравится, что сегодня они избивают друг друга не кулаками, а рифмами.

И да, побеждает более молодой. Молодые всегда рано или поздно побеждают.

А потом сами становятся вальяжными, расслабленными и лысыми.

Жизнь меняется. Основные правила - нет.

ЕЩЕ МНЕНИЯ

Баттл и пустота

Дмитрий СМИРНОВ

Почему 10 миллионов просмотров поединка Оксимирон-Гнойный не показатель успеха

За сутки баттл Оксимирона с Гнойным посмотрели 10 миллионов человек, и это стало новостью дня, встревожившей общество. Не самим фактом баттла, а числом просмотров. В августовской разреженной атмосфере даже информагенствам нечем больше было заняться, как отслеживать счетчик на Youtube. Семь миллионов, восемь, уже девять!

- Если все смотрят, значит, что-то в этом есть, - думали даже те, кто про Оксимирона (не говоря уж про Гнойного) слышали первый раз в жизни. И лезли добавлять новые просмотры.

И главный вопрос, который оставался у большинства после просмотра - а что это было? Зачем это посмотрело 10 миллионов человек? Каждый 15-й в стране, грубо говоря. Зачем?! (подробности)

Варвар, верни мне мои стадионы

Евгения КОРОБКОВА

Новые поэты дают зрителям почувствовать темп времени

Баттл Гнойного и Oxxxymiron я смотрела с большим удовольствием. Впрочем, среди зрителей было много профессиональных мастеров слова с именем, с премиями, с публикациями в толстых журналах, от которых мы привыкли слышать презрительное «это не поэзия».

Нате! Варвар вернул поэтам их стадионы, о которых они так сокрушались. 11 миллионов просмотров на YouTube, и тему, что поэзия не нужна, можно закрыть. (подробности)

КСТАТИ

Что такое рэп-баттлы и как они появились в России

Вокруг только и разговоров, что о баттле Оксимирона и Гнойного. Но далеко не все понимают, кто это такие, чем они вообще занимаются, и что такое рэп-баттлы (подробности)