2017-08-30T02:44:55+03:00

«Музыка на костях» или почему Лещенко или Пресли звучали на черепах и рентгенах легких

Рассказываем об одной из самых необычных коллекций, увиденных нами в музее "Гараж"
Поделиться:
Комментарии: comments1
Британец Стивен Коутс вместе с фотографом Полом Хартфилдом презентовал в музее современного искусства выставку «Музыка на костях». Фото Дмитрий ШумовБританец Стивен Коутс вместе с фотографом Полом Хартфилдом презентовал в музее современного искусства выставку «Музыка на костях». Фото Дмитрий Шумов
Изменить размер текста:

Пять лет назад британец Стивен Коутс, прогуливаясь по блошиному рынку в Санкт-Петербурге, чуть не схватил инфаркт. Напуганному иностранцу было решительно не понятно, почему на рентгеновском снимке таза вдруг откуда-то музыкальная дорожка. Да, признаться, не многие из россиян знают, что в 50-е годы прошлого века советские меломаны были вынуждены выкручиваться и обходить цензуру, записывая музыку на рентгены. Коутс не только удивился в тот день, но и обрел прекрасное хобби. Спустя пять лет британец вместе с фотографом Полом Хартфилдом презентовал в музее современного искусства выставку «Музыка на костях», где представил найденные раритеты широкой публики. Специально для проекта была создана инсталляция, посвящённая бутлегерской жизни. А мы же пообщались в самом «Гараже» с авторами необычного собрания.

- Мода на запись музыки на рентгены чисто наша, советская?

- Это движение пришло в вашу страну из Венгрии. Но там была несколько по-другому, так как у них не было это запрещено. Так же недолго было на Украине и в Латвии. Но, конечно, в основном, в Советском Союзе. Зародилась эта мода в конце 40-х годов.

Пластинки выставки "Музыка на костях". Фото Дмитрий Шумов

Пластинки выставки "Музыка на костях". Фото Дмитрий Шумов

- Откуда люди брали все эти рентгены, на которых записывалась музыка? Воровали их у больных?

- Да, действительно, рентгеновские снимки брались из клиник, но нужды в воровстве никакой не было. Причина весьма простая. Советские власти выпустили такой закон, что все рентгеновские снимки хранятся в клинике год. А потом от них избавляются. Потому что они делали помещение пожароопасным, так как были легко воспламеняющимися. И, думаю, что после нескольких пожаров, от них старались избавиться как можно скорее. Поэтому, как только появлялись меломаны с чем-то для обмена (например, бутылкой водки), то снимки достаточно быстро переходили из рук в руки.

- А мы то думали, что некоторые специально ломали себе руку или ногу, чтобы получить материал для записи любимого коллектива!

- На самом деле так, конечно, было бы интереснее. Но снимки действительно было достать проще всего для процесса звукозаписи.

- Наказывались ли те, кто делал такие подпольные записи?

- Да, это было нелегально. Бутлегеров (тех, кто нелегально продавал такие записи) частенько арестовывали, некоторых из них отправляли в тюрьму, и не по одному разу. Их можно сравнить с теми, кто продавал «травку» в Штатах. Если вы покупали это на улице для себя или для друга, то наказание было не серьезным. Но, если вы продавали это в больших количествах, то есть были «дилером», то это уже другой разговор. Но ваших продавцов нелегальной музыки арестовывали именно, как спекулянтов, а не как распространителей чего-то незаконного, направленного, против молодежи. Хотя, мы видели статьи в которых рассказывалось о том, как эти люди воруют души молодежи Советского Союза. На самом деле все это было исключительно вокруг музыки и про ее страстных поклонников, а бизнесом это стало лишь в самом конце.

- Знаете ли вы, какие артисты пользовались тогда наибольшей популярностью, чьи записи чаще всего встречались «на костях»?

- Было три типа записываемой таким путем музыки. Первое - «песни эмигрантов». Например, дико популярен был Петр Лещенко. Потом, «песни с Запада» - джаз, рок-н-ролл. Очень популярной, например, была «Rock Around The Clock». А так же «блатное», одесские песни. Классическая музыка таким образом не записывалась по одной простой причине - на «диск» влезало всего 3 минуты записи. И, к тому же, классику можно было купить в обычном музыкальном магазине.

- А как проходил сам перенос музыкального материала на рентгеновский снимок?

- Такой специальной машиной, электрорекодером. Их делали самостоятельно, что привело нас в дикий восторг, так как собрать ее в домашних условиях весьма непросто. Они в чем-то копировали обычные машины для записи пластинок, которых в вашей стране тогда было очень мало - несколько штук в Ленинграде и где-то еще. Детали к самодельным машинам брали везде - из часовых механизмов, с блошиных рынков, от дрелей. Они были гениально сделанными. Они были не огромными, но достаточно громоздкими, и их приходилось прятать. Где? Да на рабочих местах (у кого можно было), на дачах, за городом. Знаете, есть такая дырочка на пластинках посредине? Так вот, на рентгеновских снимках, говорят, ее прожигали сигаретой, так как подходил размер. Пластинки, к слову, не были дорогими. Но наказание за продажу, как мы уже говорили, было достаточно серьезным.

- Была ли какая-то мода или престиж в данном деле? В смысле получить запись блатной песни на рентгене черепа это круто, а вот Лещенко на переломе руки не «котировался»?

- Они не придавали этому особого внимания, если честно. Больше думали про музыку. Но мы никогда не видели серьезных травм на таких снимках. Самым популярным снимком, конечно же, был рентген легких, особенно в то время.

Кстати, вот тут можно послушать, как сейчас звучит музыка, записанная "на костях"

ВАЖНО

Выставка продлится до 5 октября в музее современного искусства «Гараж», с 11:00–22:00. Ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32, Парк Горького, Москва, Россия

 
Читайте также