Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
В мире4 сентября 2017 9:07

«Американский диссидент» Эдуард Лозанский: Сегодня США превратились в «кривое зеркало» Советского Союза времен холодной войны

Президент Американского университета в Москве рассказал "КП", реально ли сейчас улучшить отношения между странами
Эдуард Лозанский

Эдуард Лозанский

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

В Америке продолжаются истеричные поиски «кремлёвских агентов», президент Дональд Трамп подписывает новый пакет антироссийских санкций… Реально ли всё-таки улучшить отношения сверхдержав и надо ли для этого прибегать к узаконенной в США практике лоббизма своих интересов среди политических и бизнес-элит? Об этом «КП» рассказал «американский диссидент», учёный и публицист Эдуард Лозанский.

— Эдуард Дмитриевич, когда-то вы были рьяным антисоветчиком, а ныне считаетесь чуть ли не «главным российским лоббистом в США» (см. «Из досье «КП» — Ред.).

— Да, в годы застоя мы собирались на наших диссидентских кухнях и мечтали, что однажды Россия освободится от большевизма, между Москвой и Вашингтоном исчезнут идеологические разногласия, как это и произошло на волне «перестройки» в конце восьмидесятых, и Запад начнёт относиться к новой России уважительно, с понимаем её национальных интересов. Была уверенность, что Вашингтон предложит России нечто вроде нового «Плана Маршалла» (если помните, так называлась программа восстановления разрушенной экономики европейских государств и Японии с помощью дешёвых американских займов после Второй мировой) и примет свободную от коммунизма страну в семью европейской, или более широко, западной цивилизации. Но увы, все наши надежды оказались иллюзорными. Да, многие рядовые американские граждане и даже некоторые политики в 1991 году искренне хотели дружбы с Россией, но оказалось, что для большей части вашингтонских элит, определяющих внешнюю политику, Москва гораздо полезнее в качестве врага, нежели друга…

— А сейчас и вовсе ощущение такое, что в США начался свой 37-й год с поисками «врагов народа», в смысле, «связей с Кремлём».

— Я бы так не сказал — репрессиям американские диссиденты, к счастью, пока не подвергаются, но психологический климат довольно тяжелый. Россию открыто называют «врагом № 1», т.е. она опаснее террористов или Северной Кореи. Если просуммировать всю негативную риторику в американских медиа о Саддаме Хусейне и Муаммаре Каддафи, умножить ее на десять — то в результате получится образ Путина. В конце концов, ведь если бесконечно себя распалять, то дело может дойти до драки, т.е. в нашем случае, — ядерной войны.

Всё это пугающе напоминает мои годы в СССР. Для многих западные радио голоса были глотком свежего воздуха посреди официозной пропаганды, которой никто не верил. Мы могли сравнить, как освещают новости газета «Правда», «Голос Америки» или «Би-би-си» — и понять, кто более объективен. При этом любой человек, дерзнувший открыто критиковать советскую внешнюю политику или выступать за потепление отношений со Штатами, получал клеймо наймита ЦРУ или НАТО.

Сегодня получается почти то же самое, только с другим знаком: Америка превратилась в «кривое зеркало» СССР времен холодной войны. Вирус той пропаганды мутировал, каким-то образом перелетел через океан и заразил США, где неравнодушные граждане ныне ищут альтернативную точку зрения на интернете или телеканале RT (Russia Today).

Да, пока что американских инакомыслящих активистов не арестовывают и в психбольницы не заключают, но подвергают шельмованию, хотя они всего лишь выступают за хорошие отношения Белого дома и Кремля. В лучшем случае их называют «идиотами, одураченными российской пропагандой», а в худшем «завербованными агентами Путина».

— Но, несмотря на это, вы занимаетесь «российским лоббизмом в США».

— Давайте договоримся о терминах: профессиональный лоббисты — это те, которым платят за продвижение чьих-либо интересов в Конгрессе, правительственных органах или СМИ. Это могут быть интересы бизнеса или даже иностранного государства при условии специальной регистрации в качестве «иностранного агента». Информацию о деятельности таких лоббистов – агентов можно легко найти. Например, Украина наняла лоббисткую компанию BGR, которой руководит бывший председатель республиканской партии Haley Barbour, за 600 тысяч долларов в год. Скорее всего именно она и организовала встречу президентов Дональда Трампа и Петра Порошенко.

— Которая продолжалась примерно пять минут. По $120 тыс. за минуту получается…

— Кроме платных лоббистов есть и такие, кто занимается подобной деятельностью в силу своих убеждений и на общественных началах. Ведь в Америке власть устроена по-другому: можно свободно прийти в офис конгрессмена или сенатора, изложить его помощникам свою проблему, и если та действительно очень важна, то с тобой может встретиться и сам член Конгресса. Этим весьма успешно пользуются лоббисты и активисты, включая представителей многочисленных этнических общин. Например, хорошо организованная украинская диаспора в США продвигает в Конгрессе «правильный» взгляд на ситуацию в Крыму и Донбассе.

— И вы предлагаете России так же тратить сотни тысяч долларов на лоббистов?

— В данный момент, разумеется, нет. Тема любых связей с Россией сейчас настолько токсична, что продвигать ее интересы возьмутся немногие, поэтому больше внимания следует уделять народной дипломатии или, как говорят в Америке, налаживать контакты people to people, отстаивая, в том числе и в медиа, свою точку зрения.

Несмотря на откровенно анти-российский настрой американской прессы там иногда появляются статьи здравомыслящих авторов из числа вышеупомянутых диссидентов. Более того, даже в разгар сирийского кризиса в 2013 году в газете New York Times была опубликована статья президента России Владимир Путина и тогда ему удалось переубедить очень многих.

— И тут у наших читателей возникает вопрос: а что лично я могу сделать для потепления российско-американских отношений?

— Американские спецслужбы в своих докладах утверждают, что большую роль в победе Трампа сыграл телеканал RT (Russia Today). Нам предлагают поверить, будто одно (пусть даже популярное) СМИ смогло промыть мозги миллионам американцев!.. Но здравое зерно в подобных утверждениях есть. Например, каждый член Конгресса, мечтая переизбраться, волей-неволей будет говорить и делать то, что от него ждут избиратели, которые, в свою очередь, черпают суждения из соцсетей и масс-медиа.

И в век интернета каждый человек при желании может хоть немного, но влиять на эти информационные потоки. Заводите аккаунты в популярных соцсетях, например в фейсбуке, ищите друзей в США и других странах на основе общих интересов — спорта, истории, науки, современной культуры… Начните с ними общаться и между делом доносите свою точку зрения на события в мире— достойно, без лишних эмоций, оперируя только фактами.

Например, что присоединение Крыма — не «оккупация», а результат волеизъявления народа – “people have spoken”. Собственно такое волеизъявление проявила и Америка в 1776 году, выйдя из состава Британской империи. Конечно, для этого нужно разбираться в происходящих событиях и знать английский язык, но разве это проблема?

Из досье «КП»

Лозанский Эдуард Дмитриевич. Родился в Киеве в 1941 году, закончил МИФИ, работал учёным-физиком в Институте Атомной Энергии им. Курчатова. Был диссидентом, эмигрировал в Америку в 1976 году. В 1990-м основал Американский университет в Москве — один из первых частных вузов в России. В 2011 году подал иск против тогдашнего президента США Барака Обамы с требованием упразднить «поправку Джексона-Вэника» (американский закон от 1974 года, наложивший ограничения на торговлю с СССР и в дальнейшем с Россией). В итоге иск отклонили, но в 2012 году поправка была всё-таки отменена.