Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Политика31 октября 2017 22:00

Вице-мэр Красногорска Ростислав Мурзагулов: Губернаторы больше не священные коровы с черными кассами

Зачем Москва затеяла замену пожилых глав регионов на молодых технократов? И чего от них ждать?
Вице-мэр подмосковного Красногорска Ростислав Мурзагулов.

Вице-мэр подмосковного Красногорска Ростислав Мурзагулов.

Фото: facebook.com

Об этом на Радио «Комсомольская правда» (97,2 FM) мы поговорили с российский политологом, политтехнологом, а ныне вице-мэром подмосковного Красногорска Ростиславом Мурзагуловым.

Деньги в сейфах теперь держать страшно

- Ростислав, вы где только не работали, в том числе в администрации президента Башкирии Муртазы Рахимова. А сейчас вместе с командой технократов управляете Красногорском. Думаю, вы в курсе, как живется российским губернаторам.

- Лет 15 назад на вопрос «кому живется на Руси хорошо» ответ был стопроцентный - губернатору. Он был священной коровой. Над ним, всенародно избранным, не было вообще никакого контроля из Москвы, его не мучили силовики, потому что, как правило, один силовик был его брат, а другой - сват. Он пользоваться бюджетом, как собственным кошельком. Сейчас у нас другая крайность. Вертикаль так отлажена, что в итоге даже лесхозами в отдаленных российских губерниях командует лично Дмитрий Анатольевич Медведев.

- Чем, простите?!

- Лесхозами. Например, главу лесхоза в Бурзянском районе Башкирии назначает лично премьер-министр Российской Федерации.

- Почему?

- А это не ко мне вопрос... Так что у губернатора сейчас совсем печальная доля. Даже районным лесхозом он уже не командует, и любой федеральный силовик к нему может прийти и сделать с ним что угодно...

- Вспоминается Никита Белых... Говорят, у каждого губернатора есть черная касса на случай ЧП. Без нее, дескать, нельзя, к примеру, даже погорельцев срочно переселить - из казны деньги быстро взять невозможно... Поэтому, мол, любого из губеров, если захотеть, можно посадить лет на десять.

- Все это верно, но с одним маленьким нюансиком. Так было лет 10 назад. И черные кассы я сам видел - большие сейфы, которые, совершенно не парясь, губернаторы ставили у себя прямо в комнате отдыха. Но сейчас, когда началась волна посадок, возиться с черным налом могут только очень лихие, отчаянные люди... Сейчас у нормального руководителя на случай ЧП есть какой-нибудь внебюджетный фонд.

Даже уборщица знает, кто взятки берет

- Прошла череда свержений и назначений губернаторов - их за год сменили уже пару десятков. Вы в своем блоге над новичками тихо издеваетесь. Цитирую: «Логика отправлявших его в N-ск в том-то и заключалась, что приедет в это сонное царство современный менеджер и все там пойдет по-новому - заколосятся эджайлы со скрамами, ВРП рванет к сияющим высотам...»

- Временами так и происходит. Есть в России несколько регионов, куда действительно приехали новые люди и этот самый ВРП (валовой региональный продукт) рванул к сияющим высотам. Но чаще все заканчивается по-другому. Губернаторы сначала видят ситуацию в розовых красках: ты топовый руководитель категории А. Мигалка, номер АМР, тебя вызывают на заседание Госсовета в Москву... Потом ты замечаешь, что местные элиты друг с другом переплелись и занимаются неблаговидными делами. А тебя отправили сюда, чтобы их, наоборот, разобщить и из этого закрытого местечкового VIP-клуба сделать структуру, которая будет, как говорит Путин, оказывать услуги населению.

Но тебя обволакивает патока. Вокруг говорят: ну зачем тебе, отец родной, со всеми ссориться, наперекор идти, таких уважаемых людей подрядов лишать. Они ж тут по 40 лет работают, дороги, к примеру, строят... Они тебе сейчас во внебюджетный фонд принесут «социальную нагрузку». Так начинается охмурение молодого неоперившегося чиновника.

Экс-губернатора Кировской области Никиту Белых летом 2016 года обвинили в получении взятки в особо крупном размере. Сейчас он в СИЗО.

Экс-губернатора Кировской области Никиту Белых летом 2016 года обвинили в получении взятки в особо крупном размере. Сейчас он в СИЗО.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Мягкая взятка?

- Как говорил Шаймиев (бывший глава Татарстана) - мягкое вхождение (смеется). Юному губернатору стоит лишь раз дать слабину, и к нему прилетят просьбы, поручения, потом ненатуральные взятки, которые тихо трансформируются в натуральные. А потом появляется Следственный комитет, потому что скрыть это в принципе невозможно. В любом регионе, начиная с уборщицы в Доме правительства, заканчивая последним журналистом издания «Свиноводство», знают - кто и где берет, сколько берет. В губерниях все пуповинами друг с другом связаны.

Сидеть и тихо тырить рубероид

- А какой выход у губера? Москва строго требует. Он обязан что-то строить, что-то открывать, но денег в области нет. И ему приходится договариваться с бизнесменами, а в бизнесе, как известно, ты - мне, я - тебе.

- Нормальные люди в таких случаях делают так. Вокруг тебя ходят коммерсанты с лисьими глазами и говорят: давай мы сейчас тебе это, а ты нам вот этот подрядик. Ты им говоришь: нет, подрядик-то ты, может, и получишь, но давай ты не мне отстегивай, а парк построй или еще что-то. Коммерсант офигевает, выпучивает свои глаза и говорит: ну ладно. Ему какая разница, куда свои деньги потратить, чтобы получить лояльность руководства. И губернатор в итоге имеет и благоустройство для людей, и рост инвестиций - чтобы в Москве отчитаться, и абсолютную защиту от любого силовика, потому что закон-то не нарушил...

- А реально сделать для жителей области что-то полезное и при этом не нарушить закон?

- Тут на сто процентов работает русская поговорка о том, что не ошибается тот, кто ничего не делает. И заступить за нормативы можно запросто. Тем более у нас в России законы и правила часто друг другу противоречат. То есть одни говорят, что надо в свой регион тащить инвесторов, другие - нельзя лоббировать ничьи бизнес-интересы. Ты должен добиться появления рабочих мест, чтобы деньги в бюджете появились, а они, кроме как от инвесторов, не появятся. И попробуй-ка пройди между всеми этими сциллами и харибдами, тем более если ты человек от природы деятельный, не хочешь просто сидеть на своем посту и тихонечко тырить рубероид. Естественно, ты будешь ошибаться.

- И сядешь в СИЗО. А власть получит хорошую картинку из зала суда - вот как мы боремся с коррупцией!

- Может быть, и так.

Генералы не понимают, зачем им столько власти

- То есть силовики при честном губернаторе должны закрыть глаза на его неизбежные ошибки?

- Но силовики тоже правы - ведь под видом инвестпроекта часто пытаются что-то украсть... Поэтому самая простая реакция у нового губернатора - это приехать, перепугаться и ничего не делать.

- Затаиться.

- Да, таких затаившихся губернаторов десятки. Один чиновник, помню, возмущался в московских коридорах: за что меня увольнять? Я ж ничего не сделал! И при усилении прессинга силовиков таких будет еще больше... Здесь нужен баланс. А у нас пока перекосы - то туда, то сюда.

- Сейчас куда перекос?

- Мои друзья в органах часто говорят: я в политике ничего не понимаю, зачем нам дали столько власти?! И правильно, не генерал должен определять, какие отрасли он должен разгромить, очистив их от коррупции, а какие - не трогать, потому что там создается экономическая точка роста.

- А может, генерал просто должен ловить преступников?

- Как он определит - это незаконное лоббирование или законная поддержка бизнеса? Поэтому он и говорит: дайте мне инструкцию - я в этом ни черта не понимаю!

- Тогда надо принять закон о лоббировании, где все наконец-то четко прописать.

- Если бы это решил один закон... Тут должна быть активная роль населения. Людей не обманешь. Если губернатор сделал что-то похожее на лоббирование, но при этом вырос огромный завод с десятками тысяч рабочих мест, население ему только спасибо скажет.

- Ой, не факт...

- Кстати, говорят спасибо. Граждане наши, конечно, люди строгие, но при этом хорошее тоже чувствуют.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

В ТЕМУ

Если элита «офигевшая»

- Жизнь в любой стране мира зависит от уровня наглости ее элиты, - говорит Ростислав Мурзагулов. - Если элита полностью «офигевшая», она забирает у населения все, да еще рубит головы на площади. Следующий уровень - все забирает, но головы уже не рубит. И так далее... И у общества вечная задача - контролировать элиту настолько, чтобы она желательно была вообще «неофигевшая». Как в Скандинавских странах...

- Была испуганной?

- Да, чуть подворовывающей, но испуганной... Мой швейцарский товарищ, аудитор счетной палаты, рассказывал: сижу на банкете. Премьер Швейцарии знакомит со своей семьей - это мой брат, главный дорожник страны, а это мой сват - главный в другом бизнесе... Но в Швейцарии за этими ребятами очень хороший общественный контроль. Чуть не так ты сделал, собирается весь кантон на референдум и приказывает: этому брату отказать, у него дороги некачественные, вот экспертиза. И брат прекрасно знает, что его ждет. И старается делать хорошие дороги, даже тендеры выигрывает честно.

- Ну в наших условиях это нереально...

- А мы к этому придем когда-нибудь... Элиты, конечно, будут всегда, но они должны жить по правилам. И еще важно: они должны циркулировать, иначе неизбежно превратятся в наглых... А если они циркулируют, если каждый понимает, что его в любой момент могут из элиты выкинуть, это держит их в рамках закона.

- Но в России, впечатление, власти побаиваются циркуляции, подозревая угрозу своей вертикали.

- Во власти есть люди, которые не совсем уверены в себе, так как в элите совсем недавно. Им давно нужно поверить в себя и чуть-чуть ослабить систему, чтобы она была рабочей, цивилизованной. Да, брат останется, сват останется, а вот двоюродный брат за воровство пусть вылетает из элиты. Ну судьба у братца такая... Глядишь, так со временем общество и до свата доберется.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Ростислав МУРЗАГУЛОВ

Заместитель главы Красногорска (Московская область), писатель, публицист, политтехнолог. Окончил МГУ. В июне 2017 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Особенности взаимодействия власти и коммуникационной элиты на этапе становления информационного общества». Автор ряда популярных книг, одна из которых, «Бабай всея Руси», получила в книжных магазинах пометку «бестселлер». Работал заместителем главы администрации президента Башкирии, был экспертом ООН, ведущим новостей Первого канала. Отвечал за продвижение правительственных реформ ЖКХ и отрасли жилищного строительства, занимался привлечением инвестиций в крупные проекты, консультировал Олимпийский комитет России, партии, движения, политических деятелей и предпринимателей.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: Зимой и весной могут быть новые посадки

Руководитель НАК - о том, почему в 2016 - 2017 годах произошел всплеск коррупционных дел

НЕПРИКАСАЕМЫХ НЕТ

- За последние два года предъявили обвинения в коррупции небывалому количеству губернаторов, генералов и даже федеральному министру. Кремль дает понять - неприкасаемых не осталось?

- Два с половиной года назад президент поговорил с губернаторами - хватит заниматься бизнесом, а к тому, кто продолжит, примут жесткие меры. Борьба с коррупцией перешла из стадии имитации в стадию реальной зачистки коррупционеров. Сажают не одиночек, а группы лиц - как происходит в делах губернаторов. Заводят дела на их замов, областных министров. (подробности)