Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Умные вещи20 ноября 2017 12:12

Ассоциация компаний интернет-торговли: непростой и противоречивый путь защиты российских интернет-магазинов

В последнее время все чаще в публичном поле мы слышим про АКИТ – Ассоциацию компаний интернет-торговли
Источник:kp.ru

В последнее время все чаще в публичном поле мы слышим про АКИТ – Ассоциацию компаний интернет-торговли. Кто-то активно ругает и осуждает организацию за агрессивное поведение на рынке и откровенный лоббизм, кто-то считает ее деятельность большим благом для отечественного интернет-рынка. Давайте попробуем разобраться, для чего на самом деле создавалась Ассоциация и чьи интересы она так активно защищает?

УДАЧНОЕ ТРИО

Итак, созданная в 2012 году, АКИТ с самого начала заявляла, что стоит на страже интересов российских интернет-магазинов. Инициаторами создания Ассоциации стали известные ритейлеры -Wikimart, Enterи М.Видео. Впоследствии к ним присоединились и другие «монстры» интернет-торговли – Яндекс.маркет, Ebay и еще несколько онлайн-магазинов.

В качестве цели создания руководители АКИТ декларировали «выравнивание конкурентных условий ведения бизнеса между российскими и зарубежными интернет-магазинами». В целом, такая цель звучала вполне логично, поскольку действующий в России порог беспошлинной торговли 1000 евро позволял иностранным продавцам доставлять посылки из-за рубежа, не платя НДС и ввозные пошлины.

Российские же предприниматели, в свою очередь, должны заплатить 18% НДС и пошлину на весь ввозимый товар. При этом, несколько лет назад скачок в развитии логистики, стремительное проникновение интернета и гибкая ценовая политика позволили мгновенно увеличить популярность зарубежных интернет-магазинов среди российских покупателей. Выходом из сложившейся ситуации представители АКИТ видели снижение порога до 22 евро, ссылаясь на аналогичный успешный европейский опыт.

КОГДА УШЛА EBAY

В тот момент, когда снижение беспошлинного порога и введение НДС-регистрации стали не просто словами, а реальной перспективой ближайшего будущего, АКИТ покинула компания Ebay, которая на согласилась с политикой «выравнивания условий», будучи одной из тех трансграничных компаний, с которых и предлагалось взимать налог. Второй компанией, покинувшей Ассоциацию, стал Яндекс.маркет. Коллеги были категорически не согласны с новой инициативой интернет-продавцов – тогда АКИТ выступила идеологом распространения обязанностей интернет-магазинов на площадки-агрегаторы. Однако, количество членов Ассоциации все равно очень быстро увеличивалось - российским интернет-магазинам политика АКИТ была явно по душе. Ведь действительно, до этого времени мало кого из власти интересовали интернет-магазины, государственное регулирование отрасли практически полностью отсутствовало, а интересы профильных ведомств были сосредоточенны на других проблемах. Интернет-торговля была совершенно упущена из вида, хотя занимала все большую часть в общей структуре ритейла, а количество предпринимателей, открывающих бизнес в интернете, неуклонно росло и продолжает расти по сей день.

За первые два года существования Ассоциации удалось многое: подготовить и внести поправки к Таможенному законодательству ЕАЭС, «откатить» инициативу об отмене параллельного импорта, принять участие в разработке законопроекта «О персональных данных». При этом многие эксперты неоднократно подвергали критике инициативы АКИТ о снижении порога беспошлинного ввоза товаров, потребители выступали против уплаты дополнительных пошлин при заказе продукции из-за границы, коллеги по отрасли подчеркивали, что введение пошлин приведет к издержкам в администрировании и будет невыгодно государству.

По-настоящему активной и заметной в публичном поле АКИТ стала в 2015 году с приходом на пост ее президента Алексея Федорова – бизнесмена, совладельца компании «220 вольт». Тема интернет-торговли в то время стала особенно популярна не только среди бизнес-сообщества, но и у органов государственной власти. Под руководством нового президента АКИТ в Администрации Президента была создана рабочая группа «Интернет+торговля», разработана Стратегия развития интернет-торговли до 2025 года, подготовлены методические рекомендации по соответствию новым требованиям ККТ, в Государственную думу внесен законопроект об агрегаторах, регулирующий отношения потребителей с маркетплейсами. Последние были обязаны нести такую же ответственность, как и классические интернет-магазины. Противники заявляли, что представители устаревающих форм онлайн-торговли (а именно так называли членов АКИТ) тормозят развитие и проникновение новых технологий в отрасль. При этом инициативы АКИТ нашли поддержку в государственных органах: Роспотребнадзор и Правительство все же поддержали представленный законопроект.

СОЮЗ 30 КОМПАНИЙ

Между тем, к Ассоциации присоединялось все больше крупных игроков отрасли онлайн-ритейла.Членами АКИТ со временем стали более 30 компаний: Эльдорадо, OZON, Снежная королева, Ситилинк, Lamoda, Kupivip, Chicco, Детский мир, Re:storeи другие.

Однако, проводя экспертные исследования российского рынка онлайн-торговли и организуя ежегодные акции в поддержку российских интернет-продавцов (как, например, ежегодная глобальная онлайн-распродажа realblackfriday.ru), в глазах большинства потребителей АКИТ оставалась «врагом», заставляющим платить лишние деньги из собственного кармана.

Не получив поддержки других государств таможенного союза по законопроекту о снижении порога таможенного ввоза товаров, АКИТ разработала альтернативный вариант – механизм НДС-регистрации зарубежных интернет-магазинов на территории РФ. Подход предполагал обязыватьиностранных коллег регистрироваться в качестве налоговых резидентов на территории РФ по аналогии с принятым налогом «на Гугл», который, как говорили представители Ассоциации, к тому времени уже показал свою эффективность.

Сегодня у АКИТ много ярых противников, немало и благодарных сторонников. Бесспорно одно: отраслевая Ассоциация защищает интересы российского интернет-бизнеса и значительно влияет на рынок онлайн-торговли в целом. Какими будут ее дальнейшие шаги и что из этого выйдет – узнаем в ближайшем будущем.