Авто18 апреля 2018 0:49

Когда имеют право останавливать автомобили сотрудники ДПС

Нужно ли останавливаться автомобилям по каждому требованию человека в форме
Одиноко стоящий полисмен - не всегда повод притормаживать.

Одиноко стоящий полисмен - не всегда повод притормаживать.

Фото: Алексей ФОКИН

Впереди сезон отпусков, поездок на дачу или просто куда-нибудь развеяться на выходные. А гаишники тут как тут, их численность хоть и сократили, как и количество стационарных постов, но ДПС пока никто не закрывал. И нарваться на патрульную машину можно где угодно. Как и на человека в форме, решившего вас остановить.

Кто ты, регулировщик?

«Право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам» - это точная выдержка из Правил дорожного движения. Не инспектор ДПС, не полицейский, а именно регулировщик. Там же, в ПДД, есть объяснение, кто это такой: «К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей». И еще: «Регулировщик должен быть в форменной одежде и(или) иметь отличительный знак и экипировку». Итого, останавливаемся по сигналу:

- полицейского (не обязательно гаишника с бляхой ДПС);

- военной инспекции (их машины с номерами на черном фоне колонны танков или ракетоносцев «Тополь-М», например, на учения сопровождают);

- дорожники в форме (вдруг там экскаватор или кран разворачивается);

- дежурные на переездах и переправах.

Сотрудники Ространснадзора тормозить легковушки права не имеют, их власть распространяется только на грузовики и автобусы.

Получается, врут крикливые адвокаты, говорящие о том, что тормознуть машину может только человек-свисток в погонах и с полосатой палкой в руке, а требования прочих можно игнорировать. С другой стороны, наказание за подобное нарушение совсем не суровое - штраф 500 - 800 рублей (часть 2 статьи 12.25 Административного кодекса), да и эта сумма уменьшается в два раза, если оплачивать в течение 20 дней. Что это значит?

Он из лесу вышел

Это значит, что в лесной глухомани на узкой дороге одинокого гаишника, вызывающего у вас подозрение, можно оставить за бортом, права у вас никто не отберет и в каталажку не определит. Но чтобы соблюсти все приличия и продемонстрировать законопослушность, можно позвонить с мобильного по номеру 112, попросить соединить с ГИБДД да так запросто все и объяснить: ехал по тихой дороге, никого не трогал, увидел подозрительного человека в форме, патрульной машины рядом не было.

Если же вас догоняет патруль с включенными мигалкой и сиреной, вот тут уже точно нужно остановиться. Вдруг они ищут похожую машину по ориентировке после совершения преступления? Дело может дойти до погони, а стрельба вам явно не нужна. Но если и такая остановка происходит в ночи или в глуши, то почва для вопросов остается. Дело в том, что ДПС - это не махновцы, которые ловят людей где заблагорассудится. У дежурного есть специальная расстановка, патрули несут службу по распоряжению начальников в аварийно опасных местах. Поэтому даже в случае остановки вы имеете полное право по номеру телефона на борту патрульной машины (если есть) или по номеру, который обязан сообщить инспектор, уточнить у его начальства, правомерно ли он там находится. Словом, поведение кролика под взглядом удава - не единственный из вариантов, можно быть смелее, но…

Хотят повиновения

Обидно, конечно, когда тебя вот так игнорируют. Нередко бывает, что люди в погонах за нежелание соглашаться с их требованиями грозят бросить за решетку. И действительно есть такая угроза: за «неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск Национальной гвардии РФ в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей» полагается штраф 500 - 1000 рублей или арест на срок до пятнадцати суток (часть 1 ст. 19.3 КоАП).

И снова звонок в ГИБДД вам в помощь. Во-первых, начальнику можно все спокойно и аргументированно объяснить, во-вторых, эти звонки записываются, а судьи эти записи могут использовать при разбирательстве. Если записи в вашу пользу, если вы не бранились и не грозили раскурочить им машину, то защитят от несправедливого наказания.

ПРИЕХАЛИ

А вдоль дорог камеры стоят

Федеральное дорожное агентство, которое курирует большинство федеральных трасс в стране, к 2021 году собирается снизить показатели аварийности на 50%. Для этого в ближайшие годы оно планирует установить на подведомственных дорогах еще более тысячи комплексов фотовидеофиксации.

Вы спросите: а других способов борьбы с аварийностью нет? По данным ФДА, более 80% аварий на федеральных трассах в прошлом году произошло из-за нарушения водителями правил дорожного движения, в частности несоблюдения скоростного режима. Дорожники надеются, что штрафы от камер дисциплинируют водителей, они перестанут гонять и будут реже устраивать аварии.

Проект по установке новых камер рассчитан на три года (2018 - 2020). И уже по истечении этих трех лет должно произойти снижение показателей аварийности на 50%.

Места установки комплексов будут отбирать, опираясь на информацию от самих водителей и данные об очагах аварийности с сайта Госавтоинспекции stat.gibdd.ru. А также будут учитывать участки трасс с ограниченной видимостью.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Больше становится не только автоматических камер, но и согласных сообщить о нарушениях в полицию людей. За прошлый год инспекторам ГИБДД удалось выявить более 400 тыс. нарушений ПДД после таких жалоб бдительных граждан. Более 40 тыс. водителей задержали после подобных сообщений за пьянку за рулем, это каждый 16-й от всех выявленных водителей с признаками опьянения. 70 тысяч штрафов выписали гаишники после поступления фото- или видеоматериалов от неравнодушных пешеходов или соседей по потоку.