Есть работа!18 мая 2018 16:50

Рабочее досье: крановщик

Крановщик (или машинист крана) – профессия, требующая высокой квалификации и опыта
noTitle

noTitle

Основная задача крановщика заключается в управлении краном для поднятия и перемещения грузов и обеспечения монтажных, сборочных, погрузочных и других (большей частью – строительных) работ.

История профессии крановщик:

Подъемные механизмы были известны человеку давно. Еще древние цивилизации египтян, китайцев, ацтеков, мидийцев и многих других народов возводили свои величественные города, используя прототипы подъемных кранов. Пифагор (VI век до н. э.) первым придумал такое устройство, как «рычаг» для переброски грузов. Но самих машинистов тогда не было, поскольку в действие такие механизмы приводились вручную или силой рабочих животных, что подразумевало под собой работу целой группы людей. Еще не так давно кирпичи на стройке переносили и поднимали на леса специальные рабочие – козоносы (коза – специальный ящик для переноски кирпичей). Впервые кран с двигателем был построен в 1827 году. С того времени началась эпоха развития различных модификаций этого полезного изобретения. Со временем кран поставили на передвижную платформу. Этими новыми «помощниками» на производстве и на стройке управляли специально обученные люди – машинисты кранов.

В зависимости от специализации, машинист крана может управлять:

• башенным краном (применяется при строительстве многоэтажных зданий);

• краном-балкой (используется для монтажных и транспортных операций внутри сборочных цехов крупных производств);

• автомобильным краном (самый распространенный вид кранов, применяется повсеместно для погрузки-разгрузки, некрупного строительства как вспомогательный для разного типа производств);

• мостовым краном (эксплуатируется при погрузке железнодорожной и автомобильной техники);

• портовым краном (разгрузка и погрузка контейнеров на сухогрузы в портах);

• консольно-шлюзовым краном (используется при строительстве мостов и эстакад для установки блоков универсальных железобетонных пролетных строений длиной до 33 м).

Основными производственными операциями, выполняемыми машинистом крана, являются:

• передвижение крана;

• поворот его вокруг своей оси;

• подъем и опускание груза.

Все эти операции машинист осуществляет посредством рукояток управления, находящихся в кабине крана.

Основные обязанности машиниста крана:

• управление краном;

• установка крана, учитывая силу и направление ветра, наклон рельефа;

• контроль за креплением груза;

• выполнение технического осмотра;

• контроль исправности механизмов;

• следование показаниям приборов и сигнальным жестам стропальщика;

• смазка механизмов;

• участие в профилактическом ремонте.

Требования к индивидуальным особенностям желающего получить профессию машиниста крана:

• физическая и психическая выносливость (машинисту приходится совершать ежедневные подъемы и спуски, работать на большой высоте и на ограниченной площади);

• крепкое здоровье;

• быстрая двигательная реакция;

• точный глазомер;

• хорошая координация движений всего тела;

• гибкое распределение внимания;

• хорошая память;

• высокая стрессоустойчивость;

• хладнокровность.

Работа машиниста крана противопоказана людям, страдающим заболеваниями:

• органов дыхания;

• сердечно-сосудистой системы;

• органов пищеварения;

• почек и мочевых путей;

• опорно-двигательной системы;

• нервной системы;

• органов зрения и слуха.

Ежегодно машинист крана проходит медицинскую комиссию.

Машинист крана должен знать:

• основные положения Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов;

• устройство, принцип работы и технические характеристики обслуживаемых кранов и грузозахватных устройств;

• технологический процесс внутрискладской переработки грузов;

• правила транспортировки грузов;

• способы определения массы груза по внешнему виду;

• порядок загрузки стеллажей продукцией в соответствии с установленной номенклатурой и спецификацией;

• основы слесарного дела.

Машинист крана должен уметь:

• управлять краном при перемещении машины и погрузке грузов различного веса и объема;

• производить ремонтные работы, включая слесарные операции.

Плюсы профессии машиниста крана:

• высокий престиж среди рабочих профессий;

• востребованность;

• низкая текучка, связанная с редкостью профессии;

• высокий заработок.

Минусы профессии машиниста крана:

• отсутствие карьерных перспектив;

• большая ответственность – от профессионализма крановщика зависит не только целостность перемещаемого груза, но и безопасность окружающих людей;

• неблагоприятные условия труда – сидячая работа способствует развитию целого букета заболеваний, а нервное напряжение часто отражается на психологическом состоянии специалиста;

• ограниченность выбора места работы – как уже было сказано, универсальных крановщиков не бывает, поэтому если специалист хочет сменить сферу деятельности (например, «пересесть» с башенного крана, работающего на стройке, на мостовой, перемещающий груз по цеху), то ему необходимо пройти дополнительное обучение.

Должностные обязанности машиниста крана 3-го разряда (после окончания колледжа):

• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т, башенными передвижными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов;

• управление мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов;

• установка деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов;

• управление электроталями, переносными кранами при выполнении различных видов работ;

• управление стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, транспортировке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны;

• проверка правильности крепления тросов, регулирования тормозов и действия предохранительных устройств;

• ведение журнала приема и сдачи смены;

• участие в ремонте обслуживаемых кранов.

Интересно:

• Для работ по проекту Sea Launch (запуск космических ракет с морской платформы) для операции по перегрузке ракеты в Лос-Анджелес приглашают специальную команду крановщиков из России. Они прилетают, выполняют работы за несколько дней и возвращаются домой.

• Самыми мощными в мире являются два крана, установленные на полупогруженном корабле «Микопери-7000» (190 м в длину, 89 м в ширину). Краны принадлежат компании «Оффичине мекканиче реджане» (Италия), спроектированы американской фирмой «Херст энд Деррик», построены итальянской компанией «Монфалконе» и введены в строй 15 декабря 1986 г. Каждый имеет грузоподъемность 6895 т. Вместе они могут поднять 14 тыс. т груза. В первые 6 месяцев работы один из них поднял рекордный груз в 5700 т.

• Самый мощный в мире гусеничный подъемный кран тоннажем 4000 тонн создан китайской компанией Sinopec Engineering совместно с китайским объединением по производству строительного оборудования XCMG. Сдан в эксплуатацию в июле 2013 г. в промышленном парке города Яньтай провинции Шаньдун (Восточный Китай).

• Первый в мире кран для строительства ветрогенераторов, способный карабкаться по поверхности их башен, создан в 2017 г. в Нидерландах компанией Lagerwey.