Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Есть работа!23 мая 2018 9:00

Рабочее досье: машинист локомотива

Машинист локомотива (специалист по управлению и обслуживанию локомотива) обеспечивает передвижение по железнодорожным путям поездов или отдельных вагонов
Источник:kp.ru

В его функции входит:

• управление локомотивом и ведение поезда;

• контроль в пути следования состояния локомотива;

• контроль в пути следования состояния пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов;

• устранение неисправностей на локомотиве или составе вагонов, возникших в пути следования;

• приемка и сдача локомотива, подготовка к работе и экипировка локомотива.

История профессии

Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос о его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера. В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/ч. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/ч потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.

Первоначально обозначение на железной дороге специальности по управлению локомотивом было «механик», в дальнейшем после распространения термина «машинист» термин «механик» оставался неофициальным и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива. Позднее с усложнением техники и переходом на электрическую тягу появился термин «инженер» (в переводе с англ. «engineer» – машинист локомотива) по первоначальному значению иностранного слова.

Желающий получить профессию машиниста локомотива должен иметь:

• терпение;

• склонность к выполнению однообразных и монотонных действий;

• аккуратность;

• выносливость;

• ловкость;

• личную организованность и ответственность;

• методичность и последовательность при реализации работ.

К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:

• физическая сила;

• отличное зрение и точный объемный глазомер;

• тонкая чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук;

• умение переключать и концентрировать внимание;

высокая скорость принятия решений;

• хорошая зрительная память;

• хорошее пространственное воображение;

• умение различать цвета;

• развитая слуховая и логическая память;

• эмоциональная устойчивость, решительность, смелость;

• склонность к работе с техникой.

Профессия машиниста локомотива противопоказана людям, страдающим:

• заболеваниями сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией;

• снижением остроты зрения;

• сужением полей зрения;

• нарушением бинокулярности и цветоощущения;

• хроническими болезнями уха;

• нарушениями в вестибулярном аппарате;

• ярко выраженной патологией опорно-двигательного аппарата; затрудняющей движение;

• бронхиальной астмой.

Профессиональные риски машиниста локомотива:

• Часто график предполагает работу в ночное время. Работа в целом требует повышенного внимания и концентрации, сопряжена со стрессом.

Плюсы профессии машиниста локомотива:

• престижность и востребованность;

• достойная заработная плата;

• социальный пакет;

• наличие льгот, улучшенного медицинского обслуживания.

Минусы профессии машиниста локомотива:

• сменная работа в любое время суток, в выходные и в праздники;

• ненормированный график;

• частые командировки или ночлег вне дома в комнатах отдыха на сменных станциях;

• частые стрессы;

• постоянное воздействие

– вибрации;

– ускорений;

– магнитного поля;

• риск получения тяжелых травм в результате аварий;

• высокая вероятность заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Машинист локомотива должен знать:

• устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава;

• характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения;

• правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов;

• регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.

Машинист локомотива должен уметь:

• эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности;

• выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами;

• определять объемные и качественные показатели работы производственного участка;

• организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;

• работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.

Основные обязанности машиниста локомотива:

• эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов;

• обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;

• обеспечение техники безопасности на производственном участке;

• оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.

Знаки различия машинистов локомотивов:

лычка, обращенная углом от плеча, и звезды, число которых соответствует классу квалификации:

на железной дороге

* – 4-й или 3-й класс;

** – 2-й класс;

*** – 1-й класс;

**** – 1-й класс и должность машиниста-инструктора.

на метрополитенах

* – машинист без класса либо 3-й класс;

** – 1-й или 2-й класс;

*** – машинист-инструктор (ТЧМ).