В его функции входит:
• управление локомотивом и ведение поезда;
• контроль в пути следования состояния локомотива;
• контроль в пути следования состояния пути, устройств СЦБ и связи, контактной сети, встречных поездов;
• устранение неисправностей на локомотиве или составе вагонов, возникших в пути следования;
• приемка и сдача локомотива, подготовка к работе и экипировка локомотива.
История профессии
Как только были проложены первые рельсы и выпущен первый поезд, остро встал вопрос о его управлении. Чтобы поездка была удачная, необходимы не только соответствующие знания, но и специфические черты характера. В России профессия «машинист поезда» возникла в далеком 1834 году. Изначально по рельсам ходили небольшие составы всего из четырех вагонов. Их скорость не превышала 33 км/ч. Но после увеличения мощности и скоростного режима до 42 км/ч потребовались люди, которые бы справлялись с возрастающей нагрузкой. Поэтому были организованы обучающие курсы для получения знаний и навыков управления железнодорожным транспортом.
Первоначально обозначение на железной дороге специальности по управлению локомотивом было «механик», в дальнейшем после распространения термина «машинист» термин «механик» оставался неофициальным и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива. Позднее с усложнением техники и переходом на электрическую тягу появился термин «инженер» (в переводе с англ. «engineer» – машинист локомотива) по первоначальному значению иностранного слова.
Желающий получить профессию машиниста локомотива должен иметь:
• терпение;
• склонность к выполнению однообразных и монотонных действий;
• аккуратность;
• выносливость;
• ловкость;
• личную организованность и ответственность;
• методичность и последовательность при реализации работ.
К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:
• физическая сила;
• отличное зрение и точный объемный глазомер;
• тонкая чувствительность пальцев рук, хорошая координация рук;
• умение переключать и концентрировать внимание;
высокая скорость принятия решений;
• хорошая зрительная память;
• хорошее пространственное воображение;
• умение различать цвета;
• развитая слуховая и логическая память;
• эмоциональная устойчивость, решительность, смелость;
• склонность к работе с техникой.
Профессия машиниста локомотива противопоказана людям, страдающим:
• заболеваниями сердечно-сосудистой системы с выраженной патологией;
• снижением остроты зрения;
• сужением полей зрения;
• нарушением бинокулярности и цветоощущения;
• хроническими болезнями уха;
• нарушениями в вестибулярном аппарате;
• ярко выраженной патологией опорно-двигательного аппарата; затрудняющей движение;
• бронхиальной астмой.
Профессиональные риски машиниста локомотива:
• Часто график предполагает работу в ночное время. Работа в целом требует повышенного внимания и концентрации, сопряжена со стрессом.
Плюсы профессии машиниста локомотива:
• престижность и востребованность;
• достойная заработная плата;
• социальный пакет;
• наличие льгот, улучшенного медицинского обслуживания.
Минусы профессии машиниста локомотива:
• сменная работа в любое время суток, в выходные и в праздники;
• ненормированный график;
• частые командировки или ночлег вне дома в комнатах отдыха на сменных станциях;
• частые стрессы;
• постоянное воздействие
– вибрации;
– ускорений;
– магнитного поля;
• риск получения тяжелых травм в результате аварий;
• высокая вероятность заболеваний опорно-двигательного аппарата.
Машинист локомотива должен знать:
• устройство, принцип действия и конструктивные особенности оборудования подвижного состава;
• характерные виды повреждений подвижного состава и способы их предупреждения, определения и устранения;
• правила технической эксплуатации железных дорог и инструкции, регламентирующие безопасность движения, перевозок пассажиров и грузов;
• регламент действия работников, связанных с движением поездов, в аварийных ситуациях.
Машинист локомотива должен уметь:
• эксплуатировать, обслуживать и ремонтировать подвижной состав в соответствии с требованиями нормативных документов и техники безопасности;
• выполнять работы, предусмотренные системами технического обслуживания и планово-предупредительными ремонтами;
• определять объемные и качественные показатели работы производственного участка;
• организовывать работу производственного коллектива с соблюдением безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды;
• работать с нормативными и правовыми документами, конструкторско-технологической документацией.
Основные обязанности машиниста локомотива:
• эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание подвижного состава железных дорог в соответствии с требованиями технологических процессов;
• обеспечение безопасности движения при эксплуатации подвижного состава;
• обеспечение техники безопасности на производственном участке;
• оформление технической и технологической документации для изготовления отдельных деталей и узлов подвижного состава железных дорог.
Знаки различия машинистов локомотивов:
лычка, обращенная углом от плеча, и звезды, число которых соответствует классу квалификации:
на железной дороге
* – 4-й или 3-й класс;
** – 2-й класс;
*** – 1-й класс;
**** – 1-й класс и должность машиниста-инструктора.
на метрополитенах
* – машинист без класса либо 3-й класс;
** – 1-й или 2-й класс;
*** – машинист-инструктор (ТЧМ).