Экономика24 октября 2018 16:35

Артем Аветисян: «Россия перенимает опыт Южной Кореи»

Речь в первую очередь идет об экономическом сотрудничестве
Директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян. Фото: Алексей НИКОЛЬСКИЙ/ИТАР-ТАСС.

Директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян. Фото: Алексей НИКОЛЬСКИЙ/ИТАР-ТАСС.

Южная Корея - тот самый «азиатский тигр», которому в 60-90 годы прошлого столетия удалось совершить мощный рывок в развитии экономики. В последнее время Россия все пристальнее изучает опыт республики. Что именно привлекает отечественный бизнес и власти? Рассказал директор направления «Новый бизнес» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Артем Аветисян.

Роль бизнеса ключевая

- Артем Давидович, в июне этого года был создан Российско-Корейский деловой и инвестиционный совет, который вы возглавили. С какой целью создан совет?

- Отношения между нашими странами переживают небывалый подъем. Регулярно встречаются лидеры Российской Федерации и республики Корея. Конечно, речь идет в первую очередь об экономическом сотрудничестве. И роль бизнеса здесь ключевая. Поэтому предложение корейской стороны - создать страновые деловой и инвестиционный советы, мы поддержали.

Для участия в работе Российско-Корейского делового и инвестиционного совета были привлечены более 100 компаний из различных сфер экономики.

На Восточном экономическом форуме в сентябре этого года мы подписали с корейской стороной Меморандум о сотрудничестве и провели первое совместное мероприятие с участием представителей бизнеса двух стран. На площадке форума были рассмотрены проекты, интересные как российской, так и корейской стороне. Представители корейского бизнеса высказали желание поработать в области искусственного интеллекта и беспилотного транспорта, лесной промышленности. Нашей стране интересно сотрудничество в сфере высоких технологий, медицины, развития высокотехнологичного экспорта.

Не только российские предприниматели проявили интерес к работе совета, но и руководители регионов, представители деловых объединений, институтов развития и банковских структур. Банк «Восточный», к примеру, выразил готовность финансировать российско-корейские совместные проекты.

Хочу отметить, что российской стороне интересен не только бизнес-диалог двух стран, но и опыт Кореи в области упрощения процедур ведения бизнеса. В рейтинге всемирного банка Doing Business Республика Корея занимает 4 место.

Поднялись на 85 позиций

- Вы упомянули о рейтинге всемирного банка Doing Business. Нельзя не отметить, что Россия тоже значительно улучшила свои показатели в рейтинге за последние несколько лет - поднявшись на 85 позиций. За счет чего удалось достичь таких результатов?

- За счет планомерной и системной работы по улучшению условий ведения бизнеса на всех уровнях. Эта работа проводится и Правительством Российской Федерации, и Агентством стратегических инициатив (АСИ) совместно со всеми бизнес-объединениями страны – «Клубом лидеров», «Опорой России», РСПП, ТПП и «Деловой Россией». На основе предложений по упрощению процедур ведения бизнеса, которые поступали в АСИ от предпринимателей со всей страны, были сформированы «дорожные карты» Национальной предпринимательской инициативы по улучшению инвестиционного климата в стране. Дорожные карты стали механизмом, который существенно обновил нормативную правовую базу в сфере предпринимательского климата.

В результате реализации мероприятий «дорожных карт» более 500 нормативно - правовых актов было принято, что позволило сократить свыше 50 различных избыточных процедур и сэкономить бизнесу более 400 дней. А это больше года, который раньше предприниматели тратили на бюрократию.

Например, в 3 раза удалось сократить количество обязательных процедур, необходимых для подключения к электросетям - с 10 до 3. Число обязательных процедур по получению разрешения на строительство сократилось с 51 до 14, а сроки – почти в 2 раза (с 423 до 239 дней).

И мы продолжаем заниматься этой работой. В этом году Агентство направило в Минэкономразвития предложения от бизнеса, которые вошли в проект нового плана системных улучшений предпринимательской среды «Трансформация делового климата».

Некоторые из предложений уже стали реализовываться. В июле этого года президент подписал закон, согласно которому предприниматели и юрлица освобождаются от уплаты госпошлины при регистрации в электронном виде. Налоговые поправки должны вступить в силу с 1 января 2019 года.

Кроме того, АСИ и представители «Клуба лидеров» на постоянной основе проводят мониторинг исполнения принятых решений – активно проводятся «контрольные закупки» Клуба лидеров в регионах России.

Благодаря принятым мерам по улучшению инвестиционного климата за несколько лет России удалось подняться на 85 позиций в рейтинге Всемирного банка Doing Business, заняв 35-е место из 190 возможных. А по показателю «подключение к электросетям» результаты еще лучше. Мы поднялись с 183-й, последней, позиции в 2012 году до 10-й позиции в 2017 году.

«Живой» документ

- В мае этого года Вы заявили, что в скором времени Агентством совместно с крупными инновационными компаниями будет разработан стандарт внедрения технологий и инноваций для частных и государственных компаний. Что это за стандарт и для чего он нужен?

- Стандарт внедрения технологий и инноваций в частных и государственных компаниях будет разработан на площадке АСИ до конца 2018 года. АСИ занимается разработкой стандарта совместно с РВК, Сбербанком, Фондом «Сколково», Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ), недавно к разработке стандарта присоединились «ВЭБ Инновации».

В России создана многосторонняя система поддержки инноваций и технологий, но многие стартапы остаются нереализованными, так как испытывают большие сложности при внедрении своих разработок в крупных компаниях. Им приходится сталкиваться не только с проблемами, связанными с развитием самой технологии и ее продвижением, но и с необходимостью прохождения довольно сложных корпоративных процедур в крупных компаниях. Да и сами корпорации также нуждаются в эффективном инструменте внедрения инноваций.

Предполагается, что стандарт станет тем инструментом, который позволит выстроить взаимовыгодный, эффективный диалог крупных корпораций и инновационных стартапов.

При разработке стандарта будут учтены лучшие российские и международные практики в области внедрения инноваций. В итоге должен получиться документ - практическое руководство, изучив которое менеджмент компании сможет выстроить эффективную работу с внешними и внутренними инновациями. Это будет «живой», практичный документ, который будет носить рекомендательный характер и учитывать запросы компаний из разных индустрий, использующих отраслевые технологии. В 2019-2020 годах планируется внедрение стандарта в крупных и средних компаниях, которые захотят применить его в своей работе.