2019-04-11T17:24:44+03:00

Александр Макаров: «Чтобы сделать из Арктики Эльдорадо, нужны годы тяжёлой работы»

Директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института рассказал, как на его взгляд следует систематизировать исследовательскую работу за Полярным кругом
Поделиться:
Комментарии: comments1
Изменить размер текста:

Эпоха изучения Арктики с помощью научных станций на дрейфующих льдинах, которая началась во времена Папанина, фактически завершилась. Из-за изменений климата высаживать полярников на лёд стало небезопасно. В 2021 году в распоряжение учёных поступит уникальное судно – ледостойкая самодвижущаяся платформа проекта 00903 «Северный полюс». Это огромная плавучая обсерватория для выполнения работ в Арктике, она будет вмораживаться в лёд и свободно дрейфовать в высоких широтах. Но пока платформа строится, российские учёные продолжают полярные исследования.

В этом году запущен уникальный проект – комплексная морская экспедиция «ТРАНСАРКТИКА 2019».

- Экспедиция будет состоять из четырёх этапов, – говорит директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров. – Первый начнётся на нашем научно-экспедиционном судне «Академик Трёшников». Судно войдёт в лёд севернее архипелага Земля Франца-Иосифа, откуда начнётся дрейф. На борту мы будем оттачивать технологии проведения исследований, которые в дальнейшем реализуем на платформе «Северный полюс». Помимо этого, во время дрейфа на специально организованной ледовой станции мы будем проводить междисциплинарные исследования природной среды. В середине мая начнётся второй этап экспедиции, он пройдёт в Баренцевом море на научно-экспедиционном судне «Михаил Сомов» Северного управления Гидрометслужбы.

На борту научно-исследовательского судна «Профессор Молчанов» в рамках третьего этапа пройдет образовательный проект для студентов. Ребята примут участие в экспедиционных исследованиях экосистем арктических морей и побережий, и получат практические навыки, которые пригодятся им в работе на платформе и в различных учреждениях Росгидромета.

В четвёртом этапе задействовано научно-исследовательское судно «Профессор Мультановский» Дальневосточного научно-исследовательского института Росгидромета. Наши коллеги проведут работу по восстановлению регулярной системы государственного комплексного мониторинга состояния и загрязнения природной среды окраинных арктических морей России – от Чукотского до Баренцева. Выход судна в рейс намечен на июль текущего года.

- Дрейфующие льдины, с которых надо было постоянно кого-то спасать, остались в прошлом. У людей, которые в детстве зачитывались романом «Два капитана», возникает вопрос: значит теперь в Арктике останется меньше места для героизма?

- Я скажу со своей прагматической точки зрения: если никого не нужно спасать, значит мы хорошо подготовились. Здорово, что у нас принципиально новые условия по безопасности, комфорту, связи, но при этом всё равно нужно понимать, что люди работают в невероятно тяжёлых природных условиях. Это лютый холод, полярная ночь и так далее. Полярники почти как космонавты

- Насколько такого рода экспедиция важна для России?

- Эта экспедиция возобновляет традицию морских судовых исследований на акватории Северного Ледовитого океана. Почему это важно? Вы знаете, что сейчас в Арктике, прежде всего в Обской губе, активно разрабатываются проекты по добыче природных ископаемых. А значит, грузопоток на акватории Северного морского пути будет расти. Чтобы обеспечить безопасность таких проектов, мы обязаны обладать опережающим знанием. Мы должны понимать, как увеличивающийся грузопоток влияет на природную среду и наоборот. Фундаментальные исследования крайне необходимы для того, чтобы быть на шаг впереди, знать, что будет в Арктике завтра. Кроме того, могу сказать, что результаты, полученные по океанологии и метеорологии, сразу будут использованы в оперативной прогностической деятельности Росгидромета.

- Можете рассказать про самые «вкусные» исследовательские программы этой экспедиции?

- Во-первых, у нас само судно «Академик Трёшников» является измерительным комплексом. В корпус судна вмонтированы тензометрические датчики для оценки воздействия льда на корпус судна. Эти данные имеют ключевое значение для проектирования новых арктических судов.

Второе: мы будем работать на границе влияния арктических и атлантических вод. И, если нам удастся описать характер распределения атлантических вод, мы будем лучше понимать циркуляцию вод в Арктике.

Третье: у нас прогностические климатические модели для высокоширотной Арктики имеют не очень хорошую детализацию, а новые актуальные данные помогут их улучшить. Все эти исследования будут выполняться в рамках долгосрочной программы, в экспедиции мы сделаем небольшой шажок, а основная работа продолжится на платформе.

Есть ещё одно важное направление – это изучение свойств и динамики морского ледяного покрова. Работы запланированы на апрель-май, когда максимальные мощности льда потихоньку начинают уменьшаться. Знание о характеристике дрейфа льда в Арктике и особенностях распределения льдов разного возраста ценно для прогнозов по ледовой обстановке.

В целом у нас разработана широкая комплексная программа, в ней примут участие более 50 научных сотрудников из организаций Росгидромета, академических институтов, системы МЧС.

- Сможет ли глобальное потепление кардинально изменить ситуацию с освоением Арктики?

- Это сложный вопрос. Площадь льда действительно уменьшается: в 2007 и в 2012 годах мы наблюдали минимумы этих значений, затем наступила некая стабилизация. А с другой стороны, в последние два года в восточном секторе Арктики были очень тяжёлые ледовые условия, там появился толстый лёд. И несмотря на то, что потепление приводит к уменьшению площади льда, количество опасных ледовых условий наоборот растёт: становится больше айсбергов и дрейфующего льда. Понятно, что климатические изменения есть, но нельзя однозначно сказать, что мы открыли арктическое Эльдорадо – новый транспортный коридор. Для этого ещё многое нужно сделать. Прежде всего, необходимо провести качественные научные исследования, чтобы навигация на Северном морском пути стала безопаснее.

ИСТОЧНИК KP.RU

Еще больше материалов по теме: «Международный арктический форум - 2019»

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также