Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Общество12 июля 2019 12:44

Фейсконтроль в московских клубах: куда не пустят в кроссовках и платье за 2000 рублей

Корреспондент «КП» прошла по модным заведениям
История с фейсконтролем и дресс-кодом тянется из 90-х, когда попасть в ресторан было сложно — заведений было мало, а желающих много

История с фейсконтролем и дресс-кодом тянется из 90-х, когда попасть в ресторан было сложно — заведений было мало, а желающих много

Фото: Валентина ПРОКОФЬЕВА

Казалось, что фейсконтроль остался в 90-х. Тогда во все клубы и пафосные рестораны пускали, если у тебя малиновый пиджак или сумка с заветными буквами «D&G». Разгар эпохи «100 долларов за баррель». На входе в «Сохо» на Саввинской набережной можно было встретить DJ Smash, Павла Волю. С бизнесменов там сдували пылинки, а они разбрасывали доллары в vip-ложах. Но и сейчас в Москве еще остались места, где вход только «своих».

МЫ — СВОИ, А ВЫ - ЧУЖИЕ

На часах почти полночь. Из метро на каблуках выбегают девушки и мчатся по Тверскому бульвару. Из ресторана «Пушкинъ» выходит солидная компания - все мужчины в пальто, один из них похож на режиссера Оливера Стоуна. Товарищи приехали в столицу из Бельгии. «Оливера Стоуна» слегка штормит.

- I drank, drank, drank (Я пил) ваша водка, - бубнит он.

Но расслышать подгулявшего бельгийца трудно. Дикие крики девчонок возле соседних кафе перебивают даже звук проезжающих машин.

- Опять возле «Иностранцев» очередь. Две недели назад мы тоже хотели потанцевать там с компанией, но нас не пустили. Причем с нами были две немки, - вспоминает подруга Марика.

- Иностранцев не пустили в «Иностранцы»? А это какое-то модное место? - спрашиваю у подруги.

- Типа, да. Там фейсконтроль. Видимо, мы фейсом не вышли все сразу. Я у администратора утром спросила, а в чем была проблема. Говорит, что фейсер смотрит на одежду. Ну, то есть платье за 300 евро, в котором я была, никуда не годится?

Пробуем пройти в этот клуб ради эксперимента. Очередь благоухает ароматами Dior и сигарет. Девчонки пьют вино из бокалов. На входе в «Иностранцы» стоит человек в костюме а-ля бомж и стоптанных кроссовках Nike. Похоже на стеб, но именно этот Савелий является фейсером заведения - ему доверили оценивать, кого пускать, а кого нет. За бортом осталось человек 50. Протиснувшись между ними, тоже получаем отказ. Причем в лоб Савелий не говорит, что мы не так выглядим.

- Сегодня нет. У нас там полный зал.

На входе в "Иностранцы" стоит Савелий в костюме а-ля бомж и стоптанных кроссовках Nike. Это он решает, кого пускать в клуб.

На входе в "Иностранцы" стоит Савелий в костюме а-ля бомж и стоптанных кроссовках Nike. Это он решает, кого пускать в клуб.

Фото: Валентина ПРОКОФЬЕВА

Поверить в это можно было - со второго этажа чуть ли не вываливаются пьяные парни. Но некого Паху в белом плаще пустили, следом за ним девушку в кофте-сетке. И даму в корсете с трубочкой в зубах.

- А нас? – протискиваемся вслед за избранными.

- Мы - свои, а вы - чужие, - оборачивается к нам Паха.

«СЕРГЕЙ ЗВЕРЕВ ЖЕ НЕ ФРИК»

Пытаюсь высмотреть, что не так в тех, кто по-прежнему мнется у порога. Две подружки в длинных бордовых платьях и на тонких шпильках кому-то звонят, парень в зеленой куртке буквально умоляет фейсера открыть дверь, потому что обещал девушке прекрасный вечер. Вижу знакомую Анастасию с компанией, они тоже не попали в число счастливчиков.

- Какая у вас там публика? Зачем вам вообще фейсконтроль? - спрашиваю у администратора.

- В пятницу очень много людей, и, если пускать всех, начнется неразбериха. Приходят люди из соседних заведений c бокалами, просто потому что звучит их любимая песня или прохожие заскакивают в туалет.

- Все же встречаете по одежке или лицу? И кто такие «свои»?

- Вот так, как ходят в «Лукин Румс» к нам не надо приходить, а как ходили в бар к Симачеву — так хорошо. Вообще чем проще, тем лучше… Фриков с яркими волосами, в рваных колготках не пускаем.

- Если придет Сергей Зверев в короне — его тоже завернете?

- Почему. Он же не фрик.

Стоять не было смысла. Могли бы создать какие-то пропуски для входа. Но статуса «закрытый» у клуба нет. А вот у здания, где он базируется, статус солидный – объект культурного наследия. Жилой дом был построен в начале XIX века архитектором Бове. Вот только культурой в этом месте теперь не пахнет.

ПЬЕМ, КАК В «ЯМЕ»

Здесь же на Тверском бульваре бар True Cost, и тоже открыт не для всех. За его пределами атмосфера, как в «Яме» на Хохловской площади. Девушка в нежном голубом платье с татуировкой на все плечо склонила голову над урной, у парней в синих спортивных костюмах своя пивная вечеринка на лавочке. Внутри бара софиты, на входе четверо людей в черном. Так и хотелось спросить, а где Тимати? Но с ними персонаж в черных очках — вылитый мистер Смит из «Матрицы».

В час ночи солнцезащитные очки выглядят угрожающе.

Бар Truе Cost открыт не для всех.

Бар Truе Cost открыт не для всех.

Фото: Валентина ПРОКОФЬЕВА

Нас с подругой этот субъект так рассмешил, что хохотали мы, наверное, слишком громко.

В результате тот самый мистер Смит дал нам от ворот поворот. Пускали только тех, кто не то чтобы смеяться, на ногах стоять не мог.

Идем в Crazy Daisy на углу Страстного бульвара. Там тоже фейсконтроль.

- Нам главное, чтобы вы были трезвыми, - говорит охранник.

У нас проверили сумки и — бинго! - мы внутри. Мне казалось, что такие клубы уже не существуют. На барной стойке танцевали девушки весом за 120 кг в обтягивающих платьях, а смотрели на них пьяные в хлам студенты, работяги со строек и менеджеры среднего звена. В залах все залито в красно-синим светом. Девчонок здесь угощают бесплатными коктейлями, ограничений нет. Пытаюсь сделать фотографию, но охранник запрещает. Соглашусь, зрелище не для слабонервных.

На барной стойке танцевали девушки весом за 120 кг, но охранник не разрешает снимать.

На барной стойке танцевали девушки весом за 120 кг, но охранник не разрешает снимать.

Фото: Валентина ПРОКОФЬЕВА

НИКАКИХ ДЕШЕВЫХ ПЛАТЬЕВ

- Как у вас пройти фейсконтроль? – звоню в клуб «Облака» на Кутузовском проспекте.

- Никаких шортов, шлепок, дешевых кроссовок и платьев. Вас либо не пустят, либо предложат столик за 6000 рублей с человека, - отвечает администратор.

- То есть за 6000 рублей я смогу пройти и в шортах, и в кроссовках за 2000 рублей?

- Вообще-то у нас есть специалист по кроссовкам. Он решит.

Подобная система и в «Магадане» на Кутузовском проспекте. Менеджер по телефону сказала, что смотреть будут не только на дороговизну платья, но и лицо — молодое ли оно, красивое. Если матушка-природа или пластический хирург не наградили пышными губами и большими глазами, тогда выход один — бронировать столик за 24 000 рублей.

Чтобы попасть в ресторан Siberia Moscow на Большой Никитской, нужно заплатить немалые деньги или выглядеть не хуже моделей, которые создают атмосферу в клубе, сидя за барной стойкой.

- Это мужской клуб. Раньше туда приходили очень богатые мужчины, которые могли закрыть счета по 200 тысяч рублей. Поэтому красивые девушки назначали там свидания, а приходили с подружками. Было время, когда проститутки платили по 30 тысяч рублей за вход, чтобы там цеплять клиентов, - рассказывает Вероника, которая когда-то работала пиар-менеджером клуба.

Попасть в клуб Gazgolder стало проще, когда заведение переехало в более просторное помещение на «Арме» (бизнес-квартал на территории бывшего газового завода в Басманном районе, Нижний Сусальный переулок).

- Музыка необычная, зачетная, за ней туда стоит идти. Но могут быть проблемы с проходом. Лучше взять с собой паспорт. В туалеты сложно попасть, из кабинок выходили со стеклянными глазами по несколько человек - явно там не только нужду справляют, - рассказывает посетитель клуба.

В общем, не только опасения, что вы испортите репутацию заведения своим непрезентабельным видом, заставляют ставить на вход фейсеров. В некоторых заведениях с постоянной клиентурой, видимо, действительно не нужны чужие, чтобы не выносить сор из клуба.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Игорь Бухаров, глава Федерации рестораторов и отельеров России:

- Это частные заведения и они имеют правила устанавливать свои правила, формировать аудиторию. Рестораторы хотят зарабатывать. История с фейсконтролем и дресс-кодом тянется из 90-х, когда попасть в ресторан было сложно — заведений было мало, а желающих много. Договориться можно было, заплатив на входе кому нужно. После развала Советского Союза было много криминала, поэтому в рестораны не пускали в кожаных куртках, сомнительных лиц - пытались избежать драк. Вот и сейчас рестораторы создают имидж своим заведениям некими ограничениями. Если вам отказали в одном заведение, то это же не страшно — есть другие места.

Софья Рубасская, адвокат:

- Если не прошли так называемый фейсконтроль, то можно обращаться в прокуратуру, там рассмотрят все жалобы. Наказать могут за дискриминацию по какому-то признаку — национальному, материальному, половому. Вообще нигде фейсконтроль не прописан, открыто не говорят, что кто-то лицом не вышел. Говорят, что нет мест. Если речь о дресс-коде — тут речь о стиле, но если в заведении ссылаются на то, что в кроссовках за 2000 рублей не пустят, а за 10 000 рублей пустят, то здесь явная дискриминация по социальному признаку, а это уже уголовная статья и штраф до 100 000 рублей.

ОФИЦИАЛЬНО

Роспотребнадзор по Москве:

- Обращаются к нам с такими жалобами не часто. Заведения вправе самостоятельно устанавливать правила поведения потребителей, не противоречащие законодательству РФ. Речь в постановлении Правительства РФ № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» идет об ограничениях курения, запрете нахождения в верхней одежде и других.

Другое дело, что в законодательстве РФ нет никаких нюансов о противоречиях, о фейсконтроле и дресс-коде тоже ничего нет. Можно опираться на другое — если вам не оказали услугу (отказали), то потребитель вправе подать в суд.