На игровом фестивале в Экспоцентре.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Бытует мнение, что нынешние дети все лето проводят у компьютера. Насколько верно это представление? Оказалось, что дети далеко не главные «пленники» компьютерных игр. По данным исследования Mail.Ru, лишь 15% геймеров - школьники и студенты. А остальные - это взрослые люди, причем часто с высшим образованием: оно есть почти у 42% игроков. Больше всего увлекаются играми офисные работники - среди них почти четверть - геймеры. И даже пенсионеры любят иногда сразиться в танчики или полопать пузырики на телефоне: среди них 11% игроков.
- Вокруг игр возникает очень много стереотипов, которые далеко не всегда подтверждаются фактами, - рассказывает Павел Сергазиев, блогер, ведущий YouТube-канала об играх и киберспорте GSTV. - Но компьютерные игры - это просто новый виток эволюции обычных игр. А людям всегда нужны были игры, это наш способ познания мира и отработки негативных эмоций.
Мы решили разобраться, какие распространенные представления о компьютерных играх являются заблуждениями, а какие - истиной.
Стрелялки дают выход гневу
Во всех популярных шутерах (играх-стрелялках) кровь так и хлещет, а поверженные соперники падают штабелями. И даже менее кровавые игры часто бывают очень жестокими.
Однако это вовсе не значит, что компьютерные игры провоцируют детей на агрессию. Оказывается, что вовсе наоборот: те дети, которые больше склонны к жестокости и агрессии, чаще играют в такие игры. Именно для того, чтобы сбросить негатив легальным способом - в игре!
К таким выводам пришли исследователи из Университета Йорка (Великобритания) в 2018 году после целого ряда экспериментов. Ученые изучили поведение более 3 тысяч геймеров и подтвердили: да, связь между играми и агрессией есть, но вовсе не такая, как считалось раньше.
- Дети с высоким риском агрессивного поведения чаще играли в жестокие компьютерные игры, поскольку это помогало им справиться со стрессом и дать выход гневу, - отметили исследователи. - У детей без таких проблем, которые начинали играть в эти игры, уровень агрессии не повышался.
Ухудшают работу мозга?
Этот миф ученые тоже опровергли. Исследователи из Университета Рочестера (США) в ходе экспериментов изучили, как разные компьютерные игры влияют на когнитивные способности и работу мозга игроков.
Оказывается, игры-шутеры помогают игрокам научиться быстрее справляться с задачами и лучше ориентироваться в незнакомом пространстве. Все дело в том, что в таких играх объекты и цели появляются неожиданно, а это требует концентрации внимания. Приходится держать в уме и карту местности - для мозга это настоящая тренировка.
А вот игры-стратегии, как показали ученые, развивают когнитивную пластичность - умение учиться на ошибках и перестраивать мышление по ходу выполнения задачи. У людей, увлекающихся такими играми, меняется хвостатое ядро - это область мозга, формирующая поведенческое обучение через запоминание серии шаблонов поведения. И игры-стратегии помогают улучшить качество таких шаблонов.
- Игры могут помочь развить нужные навыки, - подтверждает завкафедрой киберспорта Российского госуниверситета физкультуры, спорта, молодежи и туризма Максим Залилов. - Например, Dota 2 - это командная стратегия, там 120 персонажей, у каждого по 4 способности. Когда игрок-капитан решает, как с ними взаимодействовать, он, по сути, работает с большими данными и матрицами. Другая игра - шутер Counter-Strike - развивает пространственное воображение.
Сажают зрение?
Зрение портит плохой монитор, если просиживать за ним много часов. Все дело в частоте, с которой обновляется картинка на экране: если она не совпадает с той, что комфортна для глаз, то это может привести к снижению зрения.
А вот сами игры в некоторых случаях могут способствовать улучшению зрения. Как показывают исследования, у любителей динамичных игр увеличивается цветовой спектр и повышается способность различать оттенки серого. А для больных амблиопией компьютерные игры могут стать даже частью лечения.
Вызывают зависимость
А вот это, к сожалению, правда. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) даже признала зависимость от компьютерных игр настоящим заболеванием и включила ее в Международную классификацию болезней - наряду с алкоголизмом, наркоманией и зависимостью от азартных игр.
Причина чисто биологическая. В ходе игры у человека начинает вырабатываться множество гормонов - это гормон стресса адреналин, гормон счастья дофамин и многие другие. Если человек перебарщивает с компьютерными играми, организм привыкает к такому допингу. И слезть с него самостоятельно будет непросто - может потребоваться даже медицинская помощь.
Сама ВОЗ выделяет следующие признаки игровой зависимости.
1. Из-за игр нарушается режим дня.
2. Другие интересы - работа, личная жизнь, общение с близкими - уходят на второй план.
3. Человек не контролирует время, проведенное в игре.
4. Начинает играть все больше и не может отказаться.
5. При попытках бросить игры появляется синдром отмены - нервные срывы, депрессия, паника.
Где же грань, когда хобби превращается в болезнь? ВОЗ дает следующие рекомендации: если у человека наблюдается три или более из этих признаков на протяжении года - надо обращаться к врачу.
На чем играют
На этом можно заработать!
Помимо игр для развлечения, в мире существует целая индустрия, связанная с киберспортом: это и чемпионаты по компьютерным играм, и команды профессиональных игроков, серьезные программы тренировок. Заработок хорошего киберспортсмена достигает 7 тысяч долларов в месяц! А призовые фонды чемпионатов способны обеспечить безбедную жизнь всей команде на много лет. Но шансов стать киберспортсменом у ребенка немного.
- В обычном спорте есть инфраструктура для молодых спортсменов - юниорские команды, школы олимпийского резерва, - говорит Максим Залилов. - Но в киберспорте такого пока нет. На территории СНГ сейчас есть всего 6 профессиональных команд, которые платят своим игрокам больше 50 тысяч рублей. Число дисциплин в киберспорте ограниченно, и попасть в команду будет очень сложно - в каждой команде уже играют человек 30. Это люди в возрасте 25 - 30 лет, у них большой стаж, и на пенсию они, понятно, не собираются. Поэтому молодым ребятам пробиться в киберспорте очень сложно, просто потому, что нет конкурентоспособных команд. Но есть возможность стать тренером и собрать такую команду самому.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Жестокие компьютерные игры не делают подростков агрессивными в реальной жизни
Психологи Оксфорда и Кардиффа месяц следили за поведением тысячи геймеров, но не выявили у них признаков усиления антисоциального поведения (подробности)
Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ
ВОПРОС ДНЯ
Как вы отучаете детей от компьютера?
Виктория МАКАРСКАЯ, актриса:
- У нас есть двор, где гуляют все дети. Мы собирали мальчишек, приглашали тренера, чтобы он с ними гонял мяч. Высадили возле дома цветы. Так детей домой не загнать. Главное - устроить для них дворовую жизнь, чтобы было как раньше.
Виталий МИЛОНОВ, депутат Госдумы:
- Ну, лимитирую время. Планшет не должен идти во вред учебе или улице. Но просто отбирать мобильник - пустое занятие. Все равно найдут, где в него поиграть. Я говорю так: «Кто много сидит в телефоне, становится тупым!» И показываю детям фотки Бузовой или Крида. Глядя на них, ребятки сами отказываются от телефона.
Юрий СТОЯНОВ, актер:
- Да что там детей, взрослых нужно отучать. Даже за рулем не расстаются с мобильником. Набирают постоянно СМС. А потом попадают в аварии. За такое нужно штрафовать на 20 тысяч рублей. Чтобы ощутимо било по бюджету. А так дочки-сыночки видят, что мамы и папы не расстаются с «игрушкой», и тоже берут с них пример.
Павел ЖАВНЕРОВ, психолог:
- Компьютер - это новый вид няньки. Оставил сына под присмотром компьютерной игры и можешь заниматься своими делами. Это неправильно. Ребенку нужно внимание. Помогите ему увлечься полезным делом - хобби, которое после станет его профессией. Он будет благодарен вам всю жизнь!
Владислав ДЕЖНЕВ, маркетолог:
- Я не вижу повода ограничивать. Через эти штуки ребенок развивается, может получать знания. Я знаю 14-летних ребят - очень крутых программистов и дизайнеров. Есть знакомые, которые зарабатывают, играя в компьютерные игры. Просто мир меняется. Этого не нужно бояться.
Инна СИРОТКИНА, учитель начальных классов:
- Когда начинается занятие, все сдают телефоны. Родители звонят мне напрямую. Иначе невозможно управлять классом, все будут играться в мобильниках.
Антон, читатель сайта KP.RU:
- Купил сыну кнопочный телефон. Самый обычный. Зачем ему во втором классе навороченный айфон? Мобильник создан для звонков, а не для игр.