Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество19 ноября 2019 23:01

Новое «дело врачей» ударит по детским почкам?

Трансплантолог Михаил Каабак, проводивший уникальные операции младенцам, уволен из Национального центра здоровья детей
Михаил Каабак, известный и уважаемый хирург. Много лет возглавлял отделение трансплантации почки в Российском центре хирургии им. Петровского. Лечит детей с проблемами почек с 2000-х годов. Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Михаил Каабак, известный и уважаемый хирург. Много лет возглавлял отделение трансплантации почки в Российском центре хирургии им. Петровского. Лечит детей с проблемами почек с 2000-х годов. Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Все намеченные операции пока отменены. Родители маленьких пациентов бьют тревогу, так как считают, что у их малышей теперь нет шансов на жизнь. Но в самом Центре здоровья все опровергают.

Итак, что же произошло? Хирурги Михаил Каабак и его коллега Надежда Бабенко, известные не только у нас в стране, но и во всем мире специалисты по пересадке почки грудным младенцам. В России только эти специалисты делают операции детям от 6 килограммов. Остальные клиники оперируют детей от 9 - 12 кг. Дело в том, что донорский орган (а он всегда от взрослого человека) сложно приживается у таких крошечных детей.

Всемирное трансплантологическое сообщество в подобных случаях еще 10 лет назад предложило протокол лечения с применением препарата алемтузумаб. Он обладает иммуносупрессивным действием (подавляет иммунитет), зарегистрирован в РФ, но назначается при... рассеянном склерозе. Однако помогает и детям с болезнями почек - именно вот таким маленьким. Такую схему лечения и применяли Каабак и Бабенко, получая лекарство от благотворительных фондов.

- Другие центры не берут детей до 10 килограммов не потому, что они их не любят, - объясняет Каабак. - Просто есть предел веса. А схема, утвержденная Минздравом на практике, работает лишь для детей от 10 килограммов. Мы начинали трансплантации младенцам еще с начала 2000-х. И видели, чем заканчивается стандартная схема. Либо почка умирала, либо ребенок. Выживание же трансплантатов у наших малышей - больше 97%.

УШЛИ К МАЛЫШАМ И ТУТ ЖЕ ПОПЛАТИЛИСЬ

Основным местом работы Каабака и Бабенко был Российский центр хирургии имени Петровского. Это учреждение для взрослых. В Национальном центре здоровья детей (НЦЗД) они с 2015 года числились на 1/4 ставки. И сделали за это время порядка 90 операций. Но, как объяснил «КП» Каабак, в начале 2019-го руководство НЦЗД решило сделать большую программу по трансплантации почки у детей. И пригласили их возглавить новое направление.

- Мы откликнулись и уволились из Центра имени Петровского. С февраля 2019-го нами проведено порядка 20 операций. На осень намечены еще 10. В планах было начать программу полного цикла. То есть не только хирургию, но и подготовку к пересадке. Этот алгоритм (в том числе и по оплате из фондов ОМС) пока никем не разработан. Вот это мы и хотели делать. Но нас уволили. Мы считаем, что произошло это именно из-за резкого и негативного отношения Минздрава к нашей схеме лечения.

Известные блогеры размещают у себя на страницах фотографии детей, которые остались без операции. На фото маленький Виталик Кузнецов, его вес (меньше 6 килограммов) для пересадки почки по стандартным схемам слишком маленький.

Известные блогеры размещают у себя на страницах фотографии детей, которые остались без операции. На фото маленький Виталик Кузнецов, его вес (меньше 6 килограммов) для пересадки почки по стандартным схемам слишком маленький.

А КАК ЖЕ ПАЦИЕНТЫ?

За всеми этими медицинскими терминами и схемами стоят простые дети. Им нужна экстренная пересадка почки. И все они весят меньше 9 кг. В самой сложной ситуации оказались близнецы с Сахалина Рома и Виталик Кузнецовы. Из всех медицинских центров пришел ответ: «Дети слишком маленькие, приезжайте, когда наберете вес». И только из НЦЗД (это было еще летом) им сказали - приезжайте. Детей стали готовить к трансплантации: удалили почки и перевели на диализ. Виталику должны были пересадить почку папы, а Роме - мамы. 20 октября Роме стало плохо, и надо было срочно вылетать в Москву. Но буквально перед вылетом родителей... вдруг огорошили отказом.

- В итоге мальчик с папой сейчас в Москве в РДКБ, где доктора стараются изо всех сил, чтобы им помочь, - говорит Каабак. - Но радикальная помощь только одна - пересадка. В РДКБ трансплантации делают начиная с веса ребенка в 15 кг. Недостающие 9 Виталик не наберет никогда. Возможно, трансплантацию попытаются сделать в Научном центре имени Шумакова, но это будет первая в их практике попытка. Мы опасаемся, что по традиционной схеме орган может не прижиться.

Родители других маленьких пациентов создали петицию в интернете, которую подписали уже около 300 000 человек. «Наших детей - а их более 300 - оставляют без врачей и медицинского контроля, так как еще ни один врач, кроме команды доктора Каабака, не наблюдал их. Еще страшнее, что более 75 детей остались без операции. 90% всех пациентов наших врачей - это те, кому отказали в остальных больницах, но которые после операции живут обычной жизнью...», - пишут они.

Тем временем в НМИЦЗД все, кроме увольнения Каабака и Бабенко, опровергли: «Информация о закрытии программы трансплантации не соответствует действительности. В настоящее время программа продолжает развиваться. Планируется увеличить численность сотрудников, занимающихся трансплантацией почки, расширить возможности предтрансплантационной подготовки.

ЧТО В ИТОГЕ

Минздрав хочет все делать по законам и своим протоколам - и вроде он прав. Но и врачи - тоже. Ведь успешность их лечения доказана сотнями спасенных жизней. Кто выйдет из этого спора победителем - неизвестно. А хотелось бы, чтобы победили дети. Самое страшное, что от этих врачебных споров страдают они - и так уже прошедшие все круги ада.

ОФИЦИАЛЬНО

В Минздраве опровергли информацию о ликвидации отделения транспланталогии, где пересаживали почки больным малышам

В России успешно пересаживают почки детям любого возраста и массы тела

Хирурги, оставшиеся без работы, не являются единственными, кто способен спасать таких «сложных» пациентов, уверяют в Минздраве. А применение лекарства, из-за которого разгорелся сыр-бор, зачастую может скорее навредить, чем помочь, утверждают в ведомстве со ссылкой на международные источники.

- Информация о ликвидации или «несоздании» отделения в НМИЦЗД (где должны были работать хирурги Кааабак и Бабенко. - Ред.) не соответствует действительности, - сообщили «КП» в Минздраве. - Что касается пациентов, то по просьбе родителей и благотворительного фонда один ребенок из НМИЦЗД в связи с осложнениями подготовки к трансплантации почки (судорожный синдром) был переведен в Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов имени академика В.И. Шумакова. Состояние ребенка компенсировано, 16 ноября ему успешно пересажена почка. Малыш находится в педиатрическом отделении.

Лекарственные препараты алемтузумаб и экулизумаб, применяемые профессором Каабаком у реципиентов (получателей) донорской почки, на самом деле предназначены для лечения других заболеваний. Утверждение о рекомендациях Всемирного трансплантологического общества (TTS) об эффективности алемтузумаба (именно при пересадке почки у детей. - Ред.) является дезинформацией (подробнее)