Экономика

«Красная цена», «Каждый день», «Просто»: может ли дешевое быть качественным?

В Роскачестве рассказали правду о продукции собственных марок торговых сетей
Как поясняют эксперты, продукты собственных торговых марок, скорее гарантия неплохого качества, несмотря на низкую цену.

Как поясняют эксперты, продукты собственных торговых марок, скорее гарантия неплохого качества, несмотря на низкую цену.

Фото: Артем КИЛЬКИН

Мы часто с сомнением относимся к товарам собственных торговых марок (например, «Каждый день», «Просто», «Первым делом», «Красная цена» и пр.), считая эти продукты дешевыми, и, соответственно, некачественными. Тем не менее, они часто становятся лидерами рейтингов исследований Роскачества. Да и на полках залеживаются редко.

В чем заключается феномен продуктов собственных торговых марок (СТМ), где производятся и чем отличаются от других торговых марок, рассказали эксперты Роскачества.

Хорошие продукты вызывают привыкание

На сегодняшний день товары СТМ покрывают едва ли не всю потребительскую корзину — от продуктов питания до предметов гигиены. При этом такие товары можно встретить в разных ценовых сегментах.

Например, бренд «Маркет» сети «Перекресток» охватывает все фуд-категории и ориентирован на среднеценовой сегмент. «Зеленая линия» той же торговой сети представляет ассортимент продуктов с натуральным составом и ультракоротким сроком годности. Они созданы для людей, ориентированных на ЗОЖ, и, как правило, эти продукты выше среднего ценового сегмента.

- Подобные продукты позволяют обеспечивать торговым сетям независимость от брендов-поставщиков, что позволяет предоставить покупателям более низкие цены или уникальный продукт, – отметил Илья Власенко, директор по внешним связям Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

Например, сеть предлагает молоко, которое доступнее по цене, но по вкусу и качеству не уступает другим крупным брендам. Очевидная выгода — для нас экономия, для торговых сетей — лояльность, то есть любовь покупателей к одному бренду и одной торговой сети.

Дешевое тоже бывает лучшим

Но и среднеценовые и дешевые продукты СТМ зачастую не уступают крупным брендам. Например, все проверенное Роскачеством подсолнечное масло торговых марок сетей соответствовало всем обязательным требованиям – не было найдено ни одного отклонения по качеству и безопасности.

Крупы (рис, гречка) собственных торговых марок также имели высокий рейтинг по итогам исследований Роскачества. Аналогичная ситуация сложилась и в категориях клюквенного морса и яблочного сока. Примечательно, что ряд продуктов СТМ даже превзошел по качественным характеристикам глобальные бренды: например, недорогие креветки Fish House оказались лучше нескольких более дорогих торговых марок. Молоко «Каждый день» низкого ценового сегмента также получило 5 баллов по итогам исследований.

МЕЖДУ ТЕМ

По данным потребительской панели GfK, доля СТМ «первой цены» падает, с марта 2018 года по тот же период 2019 года данный сегмент потерял 11% от общей доли товарооборота собственных марок. При этом премиум-сегмент СТМ за этот же промежуток времени прибавил 18% в товарообороте.

Миф: «Такие товары — это дешевая отбраковка»

Существует еще одно важное заблуждение покупателя, что СТМ – это неликвидный продукт производителя, который сети закупают дешевле оптовой цены.

- На самом деле продукт СТМ почти всегда производится по заказу торговой сети у тех же предприятий, что производят и продукцию для своих частных марок, зарекомендовавших себя на рынке, - поясняют эксперты Роскачества. - То есть качество продуктов СТМ просто не может быть повсеместно низким, ведь многие продукты, независимо от их упаковки, производят на одних мощностях и из одинакового сырья.

На сегодняшний день многие СТМ производятся и на собственных предприятиях, но это встречается реже. Например, в торговой сети «Магнит» выпускают различную продукцию на 15 своих производствах. При этом существует и практика производства свежей продукции в собственных цехах гипермаркетов: например, выпечка хлеба, копчение мяса или рыбы, производство кулинарии или готовых блюд.

- Объем продаж СТМ постоянно растет: сейчас доля продукции СТМ в различных торговых сетях достигает в динамике от 5 до 15%, количество собственных торговых марок у каждой сети измеряется десятками, и эта доля будет расти, – отметили в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

ВМЕСТО ВЫВОДА

Как поясняют эксперты, продукты СТМ, скорее гарантия неплохого качества, несмотря на низкую цену. Ведь по сути, выпуская продукты по низкой цене, торговые сети в первую очередь завоевывают лояльность потребителя и определенную независимость от сторонних поставок.