Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+14°
Boom metrics
Общество18 марта 2021 22:00

Молодежь страну накормит

Будущее российского агропрома в надежных руках. Сегодня наше аграрное образование - одно из лучших в мире. Профильные вузы оснащены по последнему слову науки и техники, а их студенты востребованы в любой отрасли сельского хозяйства уже с первых курсов
Студенты с преподавателем перед разбивкой участка под виноградник.

Студенты с преподавателем перед разбивкой участка под виноградник.

Цифровые сети и умные фермы, новейшие достижения генетики и селекции, молекулярной биологии и биотехнологии - все это массово приходит в агропром, требуя от учебных заведений выпускать профессионалов принципиально нового уровня. Действующие кафедры аграрных вузов готовят кадры как по самым востребованным уже сейчас направлениям, так и по перспективным специальностям, которые активно набирают популярность на сельскохозяйственном рынке труда. Расскажем подробнее о некоторых кафедрах, окончив которые можно не сомневаться в своем профессиональном будущем.

Волгоградский ГАУ*, кафедра «Водные биоресурсы и аквакультура»

Да, сейчас рыбу в основном ловят. Но при этом активно развивается рыбоводство. Ведь оно дешевле и надежнее: установить необходимое оборудование можно почти в любой точке страны. Дело интересное, перспективное и прибыльное. Нетрудно предсказать: в стране с каждым годом будет все больше именно рыбоводческих ферм. Именно разведению рыбы и прочих морепродуктов учат студентов в Волгоградском ГАУ на кафедре «Водные биоресурсы и аквакультура». В местной научно-исследовательской лаборатории выращивают русского и сибирского осетров, стерлядь, радужную и янтарную форель, австралийского красноклешневого рака, гигантских креветок... В планах - тиляпия и австралийский сибас. Что ни название - то деликатес. Есть в распоряжении кафедры и большое стадо гибридов осетровых видов рыб.

На глазах у студентов проходит полный цикл жизни рыбы, начиная с икринки. Более того - они могут этим циклом управлять. И все это вдали от морей и океанов. «Сухая теория», поэтому студенты оттачивают практическую часть на производствах. В итоге любой выпускник может с нуля запустить процесс промышленного выращивания дефицитного и дорогого продукта почти в любой точке страны.

*ГАУ - Государственный аграрный университет.

Студенты с преподавателем перед разбивкой участка под виноградник.

Студенты с преподавателем перед разбивкой участка под виноградник.

Кубанский ГАУ, кафедра «Виноградарство»

Климат в России - это вам не Франция, Италия, Испания: 9/10 нашей страны в лучшем случае - зона рискованного земледелия. А для такой уникальной сельскохозяйственной культуры, как виноград, так вообще трудно отыскать кусочек с подходящим климатом и почвой. Приноравливаться к таким условиям работы и приходится выпускникам кафедры виноградарства Кубанского ГАУ - агрономам-виноградарям. Она - одна из старейших среди подобных кафедр страны - создана в 1925 году.

Еще совсем недавно в России этой культуре уделялось незаслуженно мало внимания. Но в нулевых годах статистика показала резкий рост интереса к вину, и вот уже отечественные аграрии вплотную конкурируют с ведущими мировыми производителями. Для этого студентов и учат буквально с нуля выращивать имеющиеся сорта и создавать новые, ухаживать за ними, применять новейшие удобрения. То есть виноградарей-виноделов готовят по полному циклу: от заготовки черенков до переработки урожая винограда в виноматериалы высокого качества.

Для этого здесь в 2018 году заложили экспериментальный виноградник и создали лабораторию виноделия. Это позволяет выводить новые морозоустойчивые и высокоурожайные сорта винограда и совершенствовать технологии производства вин.

Министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву показывают изготовленный при помощи лазерной резки макет трактора.

Министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву показывают изготовленный при помощи лазерной резки макет трактора.

Ставропольский ГАУ, кафедра «Механика и компьютерная графика»

Здесь, на кафедре механики и компьютерной графики, студенты не только изучают сельскохозяйственные машины, но и разрабатывают новые. Делается это с помощью всех современных технологий: 3D-прототипирование, сквозное проектирование, «обратный инжиниринг», лазерное оборудование… Про ставшие обыденными станки с числовым программным управлением и говорить, наверное, не надо. И со всем этим разбираются вчерашние школьники. Кто мог представить такое еще десяток лет назад?

Старшее поколение помнит, сколько лет и какими силами внедрялись технологические новинки. Над ними работали НИИ, конструкторские бюро и заводы. Сегодня благодаря современному оборудованию время от формулирования идеи до создания опытного образца занимает несколько дней. И работают над ними не ученые с инженерами, а студенты аграрного вуза.

Выпускники могут собрать трактор с закрытыми глазами.

Выпускники могут собрать трактор с закрытыми глазами.

Башкирский ГАУ, кафедра «Автомобили и машинно-тракторные комплексы»

Несмотря на компьютеризацию, основными механизмами во всем мире так и остаются автомобили, тракторы и комбайны. И специалисты по их обслуживанию стабильно ценятся везде. Таких и готовит кафедра «Автомобили и машинно-тракторные комплексы». Здесь 16 учебных и научных лабораторий, напичканных как самими машинами, так и их агрегатами и уникальными испытательными стендами.

Но этого для всестороннего развития выпускника мало: для выработки навыков работы в реальных условиях студентов отправляют практически во все ведущие дилерские центры по продаже и техническому обслуживанию техники. Как результат - готовый инженер-механик, способный и сам разобраться в неисправности, и бригаду возглавить, а чуть позже и ремонтным заводом руководить.

Изучение анатомии любого животного начинается с его скелета.

Изучение анатомии любого животного начинается с его скелета.

Мичуринский ГАУ, кафедра «Зоотехния и ветеринария»

Представьте «навороченное» медицинское учреждение, где людей не только лечат, но и радикально их улучшают: делают сильнее, выносливее, больше, развивают их иммунитет. К сожалению, такое возможно пока что только в фантастических романах. Иное дело - животные.

На кафедре «Зоотехния и ветеринария» работают над совершенствованием пород крупного рогатого скота и определяют наиболее выгодные генотипы. В девяти современных специализированных лабораториях студенты и аспиранты изучают анатомию и физиологию животных, лекарства и методы их лечения и многое другое. Работают лекционные аудитории предприятий-партнеров, кинологическая площадка, виварий. А учат всему этому доктора ветеринарных наук.

Оснащение для научных исследований - по последнему слову техники: есть все для проведения инструментальной и лабораторной диагностики, интенсивной терапии, бескровных операций, стоматологического и ортопедического лечения животных. Кроме того, ученые изучают здесь механизмы противовирусной и противоопухолевой защиты. К тому же специалисты университета охотно делятся опытом с фермерами: консультируют, помогают разрабатывать бизнес-проекты, организовывать полноценное кормление и содержание животных.

НЕ ЧАСТНЫЕ СЛУЧАИ

Магистрант Уральского аграрного университета Лев ПАЛЬЦЕВ:

Интересная работа и хорошая зарплата нашли меня сами!

В вузе его все знают как отзывчивого и увлеченного агрономией молодого человека. Учиться приехал из города Реж (Свердловская область). С раннего детства проводил в деревне у бабушки все лето. Сначала просто помогал взрослым, а со временем стал экспериментировать с дикоросами. В числе первых агрономических опытов - альпийская ромашка, чабрец и настурции.

- Работа на земле мне всегда казалась очень увлекательной, - рассказывает Лев. - Наблюдать, как из маленького семечка появляется росток, как он развивается, как появляются первые плоды. Особо интересно было выращивать редкие или необычные растения. Помню, как впервые увидел в лесу сиреневую ромашку и решил попробовать посадить ее у бабушки на огороде. С 9-го класса начал выращивать дома разную экзотику: адениумы, плюмерии, перец чили... Удавалось даже зарабатывать на этом хобби. Так решил стать агрономом.

Лев ПАЛЬЦЕВ.

Лев ПАЛЬЦЕВ.

Лев Пальцев успешен в учебе, активно участвует в общественной жизни, проводит мастер-классы для школьников. На 3-м курсе стал победителем региональной форсайт-сессии «Образ будущего страны» и презентовал идею применения биогаза в рамках «Форума действий» в Москве.

- В Москве я познакомился со многими интересными людьми - политиками, общественниками. И убедился, насколько велик интерес к аграрной отрасли и сопутствующим вопросам, например, экологии. Примерно тогда же увидел, какой у нас дефицит в квалифицированных кадрах: к моменту получения диплома бакалавра мне готовы были предложить работу многие предприятия региона. Так я стал совмещать обучение в магистратуре и работу агрономом в компании, которая выращивала клубнику и зеленные культуры.

Недавно Лев начал работать в селекционно-семеноводческой компании, где размножают картофель с помощью современных ДНК-технологий - выращивают клубни в пробирке и диагностируют их на вирусные и бактериальные заражения для получения качественного семенного материала.

- Условия, которые сегодня предлагают молодым специалистам, заманчивые. У меня служебная благоустроенная квартира в пяти минутах от работы, соцпакет и достойная заработная плата. Советовал бы школьникам, увлекающимся биологией, ботаникой, экологией, идти в сельское хозяйство. Это востребовано и перспективно, потому что на смену ручному труду приходят высокотехнологичные производства с элементами роботизации - беспилотниками, автоматической системой полива и многим другим. Лет через 10 - 15 агроном сможет управлять всеми процессами удаленно с помощью планшета, такая практика станет реальной на всех предприятиях.

Как любой профессионал, Лев Пальцев ставит перед собой амбициозные цели. Одна из них - выиграть грант для запуска стартапа по выращиванию ягод.

Магистрант Волгоградского аграрного университета Полина АЛЕКСАШЕНКОВА:

Ребята, не бойтесь связывать жизнь с сельским хозяйством!

В прошлом году Полина стала победителем второго тура XXV региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области по направлению «Агрономия и переработка сельскохозяйственной продукции». Ее работа «Влияние питательных растворов на рост и развитие рассады томата» единогласно признана лучшим научным докладом.

Он заинтересовал не только научное сообщество, но и сельхозпроизводителей.

- Я всегда мечтала учиться именно в аграрном вузе, несмотря на то что родилась и выросла в городе, - говорит Полина. - В школе нам преподавали французский язык. Может быть, поэтому захотела изучать виноградарство. В университете у меня была такая возможность, но так сложилось, что больше занималась томатами. Им и посвятила доклад.

Полина АЛЕКСАШЕНКОВА.

Полина АЛЕКСАШЕНКОВА.

Навыки, полученные в университете, Полина Алексашенкова применяет на производстве. По окончании бакалавриата она легко прошла собеседование и работает агрономом на уникальном сельскохозяйственном комплексе по выращиванию рассады овощных культур в Волгоградской области. Предприятие производит посадочный материал для 17 регионов России и стран ближнего зарубежья.

- За мной закреплены два участка - по выращиванию рассады и прививочный цех. Работа непростая, но интересная и очень перспективная. В планах - научиться управлять прививочным роботом, есть на нашем предприятии. Конечно, хотела бы продолжать заниматься наукой, но сейчас у нас активный сезон, поэтому не хватает времени. Будущим абитуриентам хочу пожелать, чтобы не боялись связывать жизнь с сельским хозяйством. Наша профессия будет востребована во все времена. Если любить свое дело, а я очень люблю, то это стоит того.