Экономика1 июня 2021 17:40

Маркировка молочной продукции: чего ждать

С 1 июня 2021 года в РФ стала обязательной для ещё двух продуктов маркировка кодом Data Matrix
В жаркие денечки мы рискуем остаться без мороженого

В жаркие денечки мы рискуем остаться без мороженого

Фото: Shutterstock

Ничего себе лето начинается! Это не о погоде — опасность в другом. В жаркие денечки мы рискуем остаться без мороженого.

С 1 июня 2021 года на этот продукт вводится обязательная маркировка. Код Data Matrix уже наносят на одежду, обувь, парфюмерную продукцию, табачные изделия, лекарства. А с первого дня лета настала очередь мороженого и сыров.

- Нам об этом было объявлено только в декабре прошлого года, и не все предприятия получили оборудование для нанесения кода, - признала в беседе с «КП» заместитель гендиректора Союза мороженщиков России Наталья Уткина. - Так что этим летом ожидаются большие проблемы — общий объем мороженного сократится, а цены вырастут.

Мороженое подорожает на 25-30%

- Стоимость самого кода на одну упаковку составляет 50 копеек, - продолжает Уткина. - Это единый стандарт — что на дорогую шубу, что на пачку мороженного. Плюс приобретение дорогостоящего оборудования и программного обеспечения, которое будет учитывать каждую упаковку и отправлять данные в государственную информационную систему. Стоимость расходных материалов. Все вместе - не менее рубля на упаковку.

У производителя отпускная цена пачки мороженного - 5-20 рублей, потом еще накрутят при транспортировке, в розничной торговле — в итоге можно ожидать подорожания пачки мороженого на 25-30%.

- Но произойдет это не прямо сейчас, а недели через две-три, - говорит Уткина. - Сейчас у производителей есть еще запасы, произведенные до 1 июня — их разрешено продавать без нанесения кода.

Уменьшится выбор

- Производители не смогут одновременно делать две вещи — и встраивать в процесс новое сложное оборудование, и сохранять прежний выпуск продукции, - объясняет наш собеседник. - Некоторые линии они будут вынуждены остановить, поэтому ассортимент уменьшится, думаю, наполовину. Конечно, производители не будут прекращать выпуск наиболее ходовых наименований, так что в массовом сегменте особого дефицита потребитель не ощутит. А вот какого-нибудь эксклюзива или того, что называется «на любителя», будет поменьше.

Наносить код будут вручную

Похоже, мороженное и код Data Matrix — вещи несовместимые

- Проблема в том, что нет хорошего технологического решения для нанесения маркировки, - говорит Уткина. - Мороженое, как правило, находится в мягкой упаковке, поверхность — не гладкая, сама упаковка на транспортере лежит неустойчиво, лента движется достаточно быстро. В таких условиях автомат не может качественно наносить штрих год. А еще бывает у нас и брак — выходят пустые упаковки. Автомат этого не учитывает и все равно наносит код — приходится аннулировать.

Технологи предложили другой путь - наносить код на бумажный стикер, потом этот стикер с кодом наклеивать на изделие — тоже не вышло.

- А ведь еще надо сканировать каждую упаковку, - продолжает Уткина. - Делать это с цилиндра или конуса (как правило мороженное выпускается как раз такой формы) к тому же на высокой скорости у автомата не получается. А если упаковка чуть смялась — то гарантированно не считывает. Нам дали всего полгода на отладку технологии, но нормального решения так и не было найдено.

Точнее, было.

- В общем, после всех этих экспериментов пришли к самому технологичному в нашей ситуации решению — наносить коды вручную, - говорит Уткина. - Жаль, что не прислушались к нашей просьбе отложить нанесение маркировки до 1 сентября, а сейчас самый сезон — не лучшее время для перестройки отрасли.

Улучшится ли качество?

- Смысл маркировки в том, чтобы отслеживать движение каждой упаковки товара от производителя до потребителя — это вопрос учета и контроля объемов продаж, к качеству это не имеет отношения, - говорит Уткина. - Проблему качества решала система Меркурий, которая отслеживала, в частности, у какого производителя взяли сливки для производства мороженного. Чтобы в производящую цепочку не попадала нелегальная или некачественная продукция.

По мнению Уткиной, подделок на рынке мороженного нет.

- В Союз мороженщиков России ни разу от контролирующих органов не поступало информации о таких случаях, - говорит она. - Это сложный в изготовлении продукт — в подвали или на даче производство не наладишь, сезонный, прибыльность невысокая — все это делает рынок мороженого не самым привлекательным для нарушений.

А что с сырами?

- Сыра подорожают у производителя примерно на 1 процент, - рассказал «КП» Директор центра изучения молочного рынка Михаил Мищенко. - Произойдет это за счет дополнительных расходов на сам код и на оборудование. Например, для крепкого среднего предприятия затраты на оборудование составляют 75 млн руб. На повышение цен повлияет и дефицита на рынке - не все производители успели подготовиться и переналадить производства, некоторым вообще придется закрыться — на время или навсегда.

По словам эксперта, производители сыра столкнулись с теми же проблемами, что и мороженщики — сложность нанесения кода и проблемы при его считывании.

- Хорошо, что хоть для фермеров срок маркировки отложили до сентября, говорит Мищенко.

ОФИЦИАЛЬНО

«Дефицита и роста цен точно не будет»

Минсельхоз не ожидает роста цен или дефицита сыров и мороженого из-за введения обязательной маркировки этих товаров. По оценке министерства, запасов этих молочных продуктов в стране достаточно, чтобы удовлетворить потребности населения. Маркировка становится обязательной с 1 июня, и российские производители выразили готовность выпускать маркированную продукцию с этой даты, отмечают в Минсельхозе.

- На начальном этапе в торговых сетях будет продаваться продукция без маркировки, по сроку годности, поэтому мы дефицита и роста цен не предполагаем, запасы товаров достаточные. Вся продукция, которая поставляется сейчас, была произведена до 1 июня и будет спокойно продаваться в торговых точках, – рассказала сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова.

- Дефицита и роста цен точно не будет. Наша молочная отрасль работает круглосуточно и производит широчайший ассортимент безопасной и качественной молочной продукции. В целях недопущения роста цены на продукцию наш Союз обратился в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть меры государственной поддержки молочной отрасли на покрытие издержек предприятий, связанных с внедрением цифровой маркировки, - уточнила председатель Совета Молочного союза России Людмила Маницкая.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), который отвечает за работу системы маркировки, тоже не ожидают дефицита и роста цен. Как рассказали в ЦРПТ, в системе зарегистрировано 87% производителей мороженого и почти все производители сыра. Минпромторг, Минсельхоз и ЦРПТ оказывают поддержку производителям, практически все технические вопросы урегулированы. С компаниями, которые поздно начали включаться в проект маркировки, ведется индивидуальная работа. Количество типографий, которые уже готовы поставлять производителям упаковку с напечатанными кодами маркировки, полностью перекрывают по объему мощности по производству мороженого и сыра в стране.

- Мороженое - это продукция срока хранения и производители ежегодно накапливают запасы своей продукции перед высоким спросом в летний сезон. Так и в этом году компании, которые поздно начали готовиться к маркировке и на несколько недель не успели к 1 июня, до своей полной готовности будут продавать немаркированное мороженое, произведенное до этой даты. Таким образом маркированная продукция будет постепенно замещать немаркированную, — сообщили в Центре развития перспективных технологий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что изменится в России с 1 июня 2021: маркировка мороженого и конец заморозке цен на сахар

Рассказываем о важных изменениях в законах и нормах с 1 июня 2021 года (подробнее)

Заморозка цен на сахар заканчивается. С дефицитом будут бороться «вбросами»

Первый вице-премьер Андрей Белоусов объяснил, почему компании и дальше станут удерживать цены (подробнее)