Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+23°
Boom metrics
Общество28 марта 2022 8:57

Учение и труд. Как сбалансировать подготовку кадров, не обманув ожиданий сегодняшних школьников

Иван Есин рассказал, какие подходы помогут подготовить профессионалов для сбалансированного рынка труда
Источник:kp.ru
Иван Есин рассказал, какие подходы помогут подготовить профессионалов для сбалансированного рынка труда

Иван Есин рассказал, какие подходы помогут подготовить профессионалов для сбалансированного рынка труда

Найти точки соприкосновения между ожиданиями сегодняшних работодателей и представлениями об идеальной работе у подрастающего поколения – сложная задача. Особенно, если молодые люди начинают выбирать профессию, полагаясь исключительно на представления, почерпнутые из масс-культуры, или ожидания своих родителей. Управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов, член Общественной палаты Иван Есин рассказывает о новых подходах, которые помогут не просто дать детям шанс выбрать работу по душе, но и помогут грамотно готовить профессионалов для сбалансированного рынка труда.

Несколько лет назад мы столкнулись с серьезной проблемой: 90% старшеклассников и выпускников школ не представляют, кем они хотели бы работать. При этом, на рынке труда есть сферы занятости, в которых выпускникам высших учебных заведений найти работу по специальности крайне затруднительно, а есть и такие, где количество вакансий стабильно превышает число соискателей. Сегодня работодатели жалуются, что не в состоянии найти людей с необходимыми навыками. Иными словами, существует разрыв между ожиданиями молодых людей и реальной ситуацией на рынке труда. В чем тут дело? Давайте попробуем разобраться.

Мечты и реальность

В первую очередь, похоже, что, выбирая профессию, школьник не имеет достаточной информации о том, какие возможности предлагает современный рынок труда. Сами школьники склонны выбирать «понятные» профессии, знакомые большинству.

В этом наша страна вполне соответствует международным трендам. По данным международного проекта по оценке образовательных достижений учащихся PISA, более полумиллиона молодых людей в возрасте 15 лет из 79 стран проявляют интерес к ограниченному количеству профессий. Треть из них хотят работать всего по десяти традиционным специальностям, среди которых врач, учитель, инженер, ученый, менеджер.

По данным наших исследований, 90 % выпускников школ выбирают профессию, исходя из своих желаний, интересов, меньше – из собственных способностей. Школьники узнают о возможных направлениях деятельности из сериалов, от друзей, от членов семьи. Поэтому неудивительно, что подростки отдают предпочтение престижным занятиям.

Более трети (34%) выпускников выбирают профессию, ориентируясь на мнение родителей и близких. При этом, критерии выбора нередко никак не связаны с будущим родом деятельности. Нередко главным соображением становятся финансовые: аргумент «Ты всегда будешь обеспеченным, не будешь ни в чем нуждаться» может привести к глубоким разочарованиям. Конъюнктура рынка меняется стремительно и непредсказуемо, соответственно меняется и уровень зарплат. Кроме того, занятие нелюбимым предметом, к которому, кстати, может не оказаться способностей, вместо успеха принесет только отвращение к будущей профессии.

Бывает, что семья выбирает вуз, исходя из его рейтинга и транспортной доступности. Бывает, что близкие требуют сохранить семейные традиции, хотя вот именно в данном случае может оказаться, что у внука нет таланта, которым славился его знаменитый прадедушка. Все это проигрышные стратегии, которые приведут к тому, что человек будет вынужден всю жизнь заниматься нелюбимым делом или вообще уйти из профессии.

Кроме того, не надо забывать, что при всем уважении к старшему поколению, нынешние подростки – другие. Сегодня в ВУЗы поступает поколение Z, как называют тех, кто родился после 1997 года, а в среднюю школу уже пойдет поколение Альфа, дети 2010-х. И те, и другие, родились в мире, где цифровые технологии — это неотъемлемая часть жизни. Они знают, что есть их сверстники, которые зарабатывают в соцсетях миллионы, и по этой причине они сомневаются в целесообразности высшего образования. При этом, как свидетельствуют многочисленные международные и российские исследования, сегодняшние подростки отличаются стремлением изменить мир и стать по возможности знаменитым, что само по себе свидетельствует о некотором несоответствии между амбициями и реальностью.

Собственно, это мы видим и на нашем примере: ожидания при выборе профессии зачастую не соответствует возможностям, существующем на рынке труда. Правда, не всегда.

По данным компании по интернет-рекрутменту HeadHunter, популярной у школьников и наиболее востребованной на рынке является сфера информационных технологий. Прирост и общее число вакансий там достаточно высокие.

Совсем не так обстоит дело с другими областями, где хотело бы работать значительное количество выпускников. Это финансовый сектор, управление и госслужба. Однако число вакансий в этих областях крайне ограничено и расти, скорее всего, не будет.

Результаты многочисленных опросов свидетельствуют о том, что школьники часто выбирают творческие, социально-гуманитарные профессии. Часть из них собирается быть актёрами и журналистами. Отчасти это связано с тем, что многие популярные блогеры оканчивали курсы актёрского мастерства, факультеты теле- и радиовещания. Однако, и здесь найти работу крайне сложно.

Стабильный рост вакансий отмечается в промышленной сфере и сфере перевозок. Но к техническим и прикладным направлениям подростки проявляют намного меньше интереса. Одно из возможных объяснений заключается в том, что они меньше знают об этих специальностях. Кроме того, как свидетельствуют результаты опроса, который проводил в Москве сервис профнавигации «Профилум», рабочие специальности сильно отстают от всех остальных по степени престижности. Но как бы то ни было, мы видим, что ребята не имеют представления ни о работе, ни об уровне зарплат в этих областях.

Итак, проблема налицо. Что делать? Наш ответ – сделать профессиональную ориентацию неотъемлемой частью школьной программы, начиная со средних классов. Сделать ее системной и повсеместной. Конечно, с использованием тех возможностей, которые дают нам современные технологии. Сейчас, когда социальные процессы и взаимосвязи развиваются стремительнее, чем когда бы то ни было, появляются инструменты, способные дать нам возможность делать выбор, более рациональный и точный, опираясь не только на интуицию, но на взвешенную оценку многих факторов.

Осознанный выбор

Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и психологический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, которые уже очень давно занимаются этим направлением, сформировали пул тестов, которые прежде можно было пройти только за деньги и ограниченному числу детей.

Сейчас мы предоставляем нашим подросткам, на мой взгляд, совершенно уникальную возможность. Мы предлагаем с помощью специалистов, с одной стороны, и используя новейшие разработки с другой, пройти тестирование, которое поможет определить, в каких областях деятельности человек сможет работать наиболее эффективно. В рамках программы «Билет в Будущее» государство дает возможность пройти эти тесты бесплатно.

Программа имеет несколько этапов. Первая – это профессиональная диагностика, в ходе которой выявляются и оцениваются способности подростка. По итогам диагностики человек получает на руки отчет на 7-8 страницах с рекомендациями: попробовать себя в такой-то профессии, обратить внимание на такие-то свои способности и так далее.

Второй этап проекта – это то, что мы называем «мероприятия профессионального выбора». По сути, это профессиональная проба. Школьник имеет возможности прийти в среднее или высшее учебное заведение, или в технопарк, или непосредственно в компанию или на предприятие, и пробовать себя в профессии.

Отдельная часть нашего проекта – работа с родителями. И там есть очень интересные так называемые bi-тесты – это тест, который проходят одновременно и ребенок, и родитель, независимо друг от друга. И нередко результаты этого теста дают интересную информацию к размышлению и к обсуждению. Становится понятно, насколько ожидания родителей соответствуют возможностям и желанию самого школьника, что в свою очередь поможет избежать многих ошибок.

Но ничего не получится, если рядом со школьником, который, по его мнению, уже определился, не будет педагога, который станет заниматься с ним дополнительно, углубленно. Таких педагогов мы тоже готовим. Мы называем их педагоги-навигаторы.

Они сопровождают учеников в течение всего проекта и помогают им определиться с траекторией профессионального развития.

Педагогами-навигаторами могут стать классные руководители, педагоги-предметники, специалисты дополнительного образования и психологи, рекомендованные для участия в проекте. Сейчас в проекте участвует 6 тысяч педагогов со всей России.

Для участия в нашем проекте они проходят подготовку по программе повышения квалификации «Методы и технологии профориентационной работы педагога-навигатора Всероссийского проекта «Билет в будущее».

Сейчас программа «Билет в Будущее» работает во всех 85 регионах Россиии и в городе Байконур. Кроме онлайн-тестирования, ученики 6-11 классов средней школы могут пройти профориентационные пробы в парках «Россия — Моя история». В регионах, где таких парков нет, пробы организуют на базе вузов, средних профессиональных образовательных учреждений, партнёров-работодателей и технопарков.

Что касается онлайн-платформы, то она состоит из двух сегментов — общедоступного и школьного. В общедоступном все желающие смогут пройти «примерочную профессий» — это различные тесты, викторины, виртуальный тур по мультимедийной выставке, отдельный раздел для родителей, а также статьи и видеоролики о профессиях и их представителях.

Доступ к закрытому сегменту откроют только для зарегистрированных на платформе школ и их учеников. Там проводятся интерактивные тематические онлайн-уроки с использованием специальных пособий.

Участие в обоих сегментах бесплатно. Все расходы на себя берёт государство.

Хотелось бы, чтобы профориентация стала частью учебной программы средней школы. Это могут быть и специальные уроки, на которых ребятам будут рассказывать о той или иной специальности, это могут быть посещения различных компаний, лабораторий, где в формате экскурсии или даже практики можно углубиться в интересующую деятельность, узнать про ее особенности и подводные камни.

Выбор профессии должен быть осознанным и ответственным. И, обновив систему всеобщей профориентации, мы делаем первый шаг навстречу поколению Z на пути к такому осведомленному выбору.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Проект Исторического парка «Россия - моя история» признан самым технологичным в мире

Мультимедийный выставочный проект об уральском разведчике - экспозиция «Николай Кузнецов. Человек-легенда», представленная в историческом парке «Россия - Моя история», признан самым технологичным в мире (подробнее)

С «Билетом в будущее» школьники точно знают, кем стать

Федеральный проект Фонда гуманитарных проектов помогает ученикам 6-11 классов спроектировать свою профессиональную карьеру (подробнее)