Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Наука19 апреля 2022 21:41

Степень топографического кретинизма зависит от того, где человек провел детство

Сельские жители и люди, выросшие в городах с хаотичной застройкой, ориентируются на местности лучше, чем обитатели мегаполисов с “квадратно-гнездовой” планировкой
Сельские жители и люди, выросшие в городах с хаотичной застройкой, ориентируются на местности лучше, чем обитатели мегаполисов с “квадратно-гнездовой” планировкой

Сельские жители и люди, выросшие в городах с хаотичной застройкой, ориентируются на местности лучше, чем обитатели мегаполисов с “квадратно-гнездовой” планировкой

Фото: Алексей БУЛАТОВ

О том, как однообразная монотонная городская среда может влиять на судьбы людей, Эльдар Рязанов рассказал в культовом фильме “Ирония судьбы или С легким паром”. Исследования современных ученых демонстрируют, что это не только художественный прием. Окружающая среда - и в том числе городской дизайн - оказывает колоссальное влияние на функционирование мозга.

Группа ученых из Национального центра научных исследований Франции и Университетского колледжа Лондона решила выяснить, как окружающая среда, в которой человек вырос, влияет на его умственные способности. Одно из важных качеств интеллекта это умение ориентироваться на местности. “У меня топографический кретинизм”, - часто подтрунивают над собой граждане, которые не могут дойти от точки А до точки В даже с навигатором в руках.

Чтобы оценить способности людей к пространственной навигации, ученые проанализировали данные 397 162 человек из 38 стран мира, которые играли на мобильном телефоне в игру Sea Hero Quest. Это игра не простая, она была разработана в 2016 году для исследований старческой деменции. Дело в том, что способность к 3D-навигации является одним из первых навыков, который утрачивается при развитии слабоумия. Sea Hero Quest разрабатывалась специально для выявления у пользователей ранних стадий заболевания.

По сюжету игрок ведет в океане яхту по определенному маршруту, ориентируясь по путевой карте (там указаны контрольные точки) и набирает очки, когда находит морских животных. За пять лет в игру поиграло почти четыре миллиона человек и ученые накопили базу данных, для сбора которых в лабораторных условиях понадобилось бы 15 тысяч лет. Использовать научный материал можно не только для изучения деменции, чем, собственно, и воспользовались наши исследователи. Они выбрали данные только тех игроков, которые прошли, как минимум 11 уровней игры, а значит, ориентировались на сложных картах. И исключили игроков старше 70 лет - таким образом средний возраст выборки составил 37 лет у мужчин и 38 лет у женщин. Психологи хотели соотнести умение участников ориентироваться не только с возрастом, полом, уровнем образования, но и и характером ландшафта малой родины, где игроки провели свое детство. Важен был такой критерий, как сложность планировки населенного пункта. Ученые рассчитали коэффициент энтропии (упорядоченности) уличной сети крупнейших городов в 38 странах мира, где жили игроки. Города, построенные по квадратно-гнездовому принципу - например, Чикаго - имели более низкий коэффициент. Мегаполисам с естественной хаотичной застройкой (таким, как Прага) присвоили высокий коэффициент.

После того, как была подсчитана эффективность игроков при прохождении маршрута, оказалось, что на навыки навигации влияют:

1. Возраст - по мере старения умение ориентироваться снижается.

2. Пол - мужчины ориентируются лучше женщин.

3. Окружающая среда, в которой человек вырос.

4. Образование - с повышением уровня образования повышается точность навигации.

- Люди, выросшие за чертой города, ориентируются значительно лучше, чем городские жители, - утверждают авторы исследования. - Горожанин с высшим образованием с точки зрения ориентирования равен сельскому жителю, у которого за плечами только средняя школа.

Кроме того, если игроки провели детство в городах, устройство которых соответствовало модели старых городских центров - узкие, кривые, горбатые улочки (Франция, Румыния, Испания, Таиланд, Индия), то они показывали в Sea Hero Quest высокие результаты. Во всяком случае стабильно лучше, чем жители городов в США и Аргентине, где принята на вооружение квадратно-гнездовая планировка.

Как это работает? Возможно, когда ты растешь в городе с нерегулярной планировкой улиц, то в голове приходиться держать более сложную схему местности: прокладывать маршрут между исходной и конечной точкой маршрута с учетом разнообразных направлений, поворотов и пересечений улиц под разными углами. А предыдущие исследования показали, что регулярная навигация в сложной городской среде увеличивает у людей объем задней части гиппокампа - части мозга, которая отвечает за топографическую память. В частности исследование 2003 года показало, что задняя часть гиппокампа у лондонских таксистов больше, чем у обычных людей.

Похоже, возвышенная фраза “Красота спасет мир” обретает вполне физические очертания. Мир, который нас окружает, напрямую влияет на наш мозг. Представьте только, что каждый день ваш ребенок будет ходить в школу мимо: а)помойки; б) хрущевки; в) архитектурного шедевра Растрелли. Выходит, в каждом случае через десять лет он вырастет другим человеком?!