Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество15 июня 2022 14:30

IKEA не откроется: в чем секрет шведской компании и почему ее нельзя быстро заменить

Легендарные мебельщики заявили о сокращении бизнеса в нашей стране, прекращении поставок и продаже своих заводов
Магазины «Икеа» закрывались в России в авральном режиме 4 марта

Магазины «Икеа» закрывались в России в авральном режиме 4 марта

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Грундталь, Мюскмальва, Тидахольм – труднопроизносимые шведские названия мебели и предметов интерьера больше не будут ласкать русское ухо. Компания "Икеа" ушла из России и не вернется, о чем ее руководство сообщило в среду, 15 июня.

Ikea принято считать в первую очередь мебельной компанией. Но, по оценке вице-президента Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Сергея Радченко, мебель в структуре продаж «Икеа» занимает порядка 40%, остальное приходится на все эти милые рамочки для фото, вазы, светильники и даже галошницы, которые придают пространству среднестатистической российской квартиры скандинавское обаяние и особый уют.

ЧУДА НЕ СЛУЧИЛОСЬ

Магазины «Икеа» закрывались в России в авральном режиме 4 марта – вскоре после начала спецоперации. У многочисленных поклонников бренда оставалась надежда, что шведы (хотя сейчас компания официально является голландской) все же не бросят свой российский бизнес, в который вложили миллиарды евро, и вернутся. Но, увы, чуда не случилось. 15 июня представители компании сообщили, что «Икеа» существенно сократит бизнес в России, продаст все четыре российских завода в Московской, Ленинградской, Кировской и Новгородской областях и уволит часть сотрудников. Более того, «Икеа» не намерена возобновлять продажи в России в обозримом будущем, ссылаясь на то, что ситуация с бизнес-процессами и цепочками поставок по всему миру сильно ухудшилась. Розничные продажи и поставки товаров в Россию и Белоруссию останутся «на паузе», хотя принадлежащие «Икеа» торговые центры «Мега», как и «Химки Бизнес Парк», продолжат работу. Оставшиеся на складах товары будут распроданы – их предложат сотрудникам и клиентам, случиться это должно в июле.

Все это похоже на окончательный разрыв «Икеа» с Россией несмотря на то, что наш рынок компания всегда считала очень значимым для себя. Да и для российского рынка «Икеа» была ключевым игроком. По оценкам экспертов, она занимала 20% российского рынка мебели, а товары, которые мы видели в магазинах Ikea, были на 80% российскими. Помимо четырех своих заводов в России у «Икеа» было порядка 30 крупных российских предприятий-партнеров, загруженных заказами мебельного гиганта – где-то изготавливали матрасы для икеевских кроватей, где-то корпусную мебель, где-то текстиль и т.п.

О готовности рассмотреть возможность приобретения производственных и торговых площадей "Икеа" уже высказались некоторые компании, в частности, российская сеть по продаже мебели и товаров для дома Hoff.

Принадлежащие «Икеа» торговые центры «Мега» продолжат работу

Принадлежащие «Икеа» торговые центры «Мега» продолжат работу

Фото: Артем КИЛЬКИН

СЕКРЕТ «ИКЕА»

В Минпромторге уже выразили уверенность в том, что российские поставщики «Икеа» начнут выпускать те же товары, которые делали для шведской сети, под собственными брендами. Однако эксперты считают, что полноценно заменить «Икеа» на российском рынке пока некому.

- Секрет «Икеа» - в комплексном решении. В том, что вы приходили туда и говорили: «Я хочу жить в этом пространстве», и вы покупали не мебель, а это пространство, - говорит вице-президент Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Сергей Радченко. - Вы покупали аксессуары, которые за вас кто-то подобрал, мелочёвку, текстиль. Это готовое интерьерное решение, и не надо напрягать свои мозги.

Есть ли перспектива того, что «Икеа» останется в России под другим брендом, с другим собственником, или это будет уже не «Икеа»? Этот вопрос в эфире радио «Комсомольская правда» мы адресовали директору компании «Люксорта-Сервис» Константину Кукоеву.

- «Икеа» - это бизнес-процесс, который включает в себя и качество, и отношение к клиенту, и то, как совершается продажа и покупка, - говорит Константин Куколев. - Ценность «Икеа» в том, что она все это включала в себя, и это было удобно для потребителя. Если бизнес-процесс останется, бренд уже не важен. Это удобство для людей, это товары для людей, чтобы людям было удобно купить шкаф или диван – приехали и купили. В данные момент альтернативы «Икеа» практически нет. Если есть то, что можно купить здесь и сейчас, то 80% мебели, если говорить о массовом сегменте, это какое-то начало нулевых. «Икеа», конечно, была одним из лидеров рынка. В нашей дизайн-студии часто заказывали мебель именно под «Икеа».

Смогут ли отечественные мебельщики - пусть не сейчас, но потом - занять эту нишу? Константин Кукоев считает, что смогут:

- Выбора-то нет. Спрос остался, а предложений нет.

Однако Сергей Радченко считает, что быстро найти замену бизнес-модели «Икеа» не получится.

- Часто производителей мебели спрашивают – а вы могли бы повторить модель «Икеа»? Вы знаете, производители мебели и «Икеа» - этот как Марс и Венера, - объясняет вице-президент Ассоциации мебельщиков. - «Икеа» - это не продавец мебели. Это интегратор, который в себя впитал продавца мебели, продавца текстиля, продавца аксессуаров, продавца света, дизайнеров в большом количестве, и предложил рынку комплексное решение. В России проблема в том, что мебельные компании – они маленькие. Только сейчас начинается какое-то укрупнение. А правильнее было бы, если бы инициатива пошла не от производителя мебели, а от крупного розничного оператора. Но это эволюционный путь. У «Икеа», которая на рынке с 1943 года, есть огромная группа разработчиков комплексных решений, и они наработали опыт, которыми сегодня больше не обладает никто.

СПРАВКА «КП»

Компания «Икеа» основана в 1943 году в Швеции. Сейчас «Икеа» принадлежит нидерландскому фонду Stichting INGKA Foundation. Концепция компании состоит в том, чтобы предлагать покупателям комплексные решения по обустройству жизненного пространства, причем дизайнерские решения разрабатывают специалисты самой компании. Еще одна фишка «Икеа»: значительную часть мебельного ассортимента покупатели могут собрать дома самостоятельно, что снижает стоимость товаров. Сеть «Икеа» насчитывает 300 с лишним магазинов в более чем 40 странах мира.

В России первый комплекс «Икеа» открылся в Химках в марте 2000 года, первый гипермаркет «Мега» — в декабре 2002 года. К 2020 году в России действовало шестнадцать магазинов сети (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Ростове-на-Дону, Самаре, Уфе, Тюмени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

IKEA продаст все фабрики в России

Решение связано с ухудшением ситуации с бизнес-процессами и цепочками поставок (подробнее)