Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+28°
Boom metrics
Общество5 июля 2022 14:05

Самозанятым упростят регистрацию в службах такси. Госдума приняла закон в первом чтении

Также законопроект предусматривает, как повысить ответственность перевозчиков, сделать сферу прозрачнее для налогов и нивелировать административные барьеры

5 июля в Госдуме разбирали новый закон о такси. Документ приняли в первом чтении. Проект закона написал Минтранс РФ. Одно из главных нововведений документа – разрешить самозанятым беспрепятственно заниматься пассажирскими перевозками. Вместе с экспертами рассказываем, не пострадает ли от этого безопасность и для чего вообще нужна самозанятость в такси.

САМОЗАНЯТЫХ МНОГО, НО В ТАКСИ ИМ ПОПАСТЬ ТЯЖЕЛО

Этот проект закона о такси – не первый. Другие ведомства и инициативные группы раньше пытались вынести на рассмотрение Госдумы аналогичные документы. Но из-за недоработок их отклоняли. Сейчас в России действует федеральный закон «О такси» 2011 года (ФЗ-69). С тех пор в таксомоторных перевозках, да и в нашей жизни, появилось много нового. Всех аспектов нормативный акт не учитывает: ни самозанятых, ни развитие технологий, ни серьезную роль агрегаторов на этом рынке.

В июне 2022 года налоговая служба отчиталась, что в России уже 5 млн самозанятых. В одной Москве их уже более 1 млн – об этом говорил мэр Сергей Собянин. Самозанятость – особый налоговый режим для людей, которые хотят работать на себя, честно платить налог (4 или 6%), выдавать чеки клиентам и заказчикам. Главный нюанс самозанятости: невозможность нанимать сотрудников. Получается такой бизнесмен «сам в себе».

Практика очень востребована. Самозанятость оформляют репетиторы, люди искусства, курьеры, IT-специалисты, частные мастера. Только для таксистов есть неприятные барьеры: самозанятые могут работать в таксопарках и брать заказы у агрегаторов, но только после того, как сначала заведут ИП и переоформляются на самозанятость. Новый закон должен ликвидировать такой порядок.

«ПОДКЛЮЧАШКИ» УЙДУТ В ПРОШЛОЕ

- Это возможность вывести в белую зону людей, которые вообще не платят никаких налогов. Сейчас, чтобы получить работу в такси, нужна так называемая «подключашки». Это контора, которая получила разрешение и по документам является таксопарком. Но никаких поездок не осуществляет, машин не имеет или имеет и сдает в аренду. Туда приходят люди, подписывают толстенный договор, где прописан фактически полный отказ псевдопарка от ответственности, - объясняет вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Через таксопарк человек подключается к агрегатору и КИС «АРТ» – это цифровой профиль водителя в Москве и Подмосковье, инструмент контроля, чтобы люди не перерабатывали, проходили медосмотры и не имели судимостей. Новый закон о такси позволит самозанятым не обращаться в такие «подключашки», а самим регистрироваться у агрегаторов.

БЕЗОПАСНОСТИ САМОЗАНЯТЫЕ НЕ МЕШАЮТ

- Такси – отдушина для людей и способ выживания. Потерял работу – лишился бизнеса. У человека семья, кредиты. Он идет в такси. Существующий закон (2011 года – прим.ред.) совсем не работает. Самое важное в нем – это как раз разрешение на работу самозанятых. А водители очень хотят этого, - рассказывает председатель Московского профсоюза таксистов «Добро» Николай Кодолов. - Я говорил с таксистами, в том числе из регионов. Все считают: «Самозанятость – это было бы удобно». Поправка в закон назрела, пора подводить сферу под текущие реалии: потребности рынка, цифровизацию.

Эксперт считает, что в плане безопасности работы самозанятых в перевозках закон можно будет доработать со временем или в процессе чтений.

- От чего зависит безопасность пассажиров? Например, судимость водителей, количество их нарушений. В такси работают обычные люди, и среди них встречаются и нарушители ПДД. Нужна интеграция бизнеса с госструктурами, а они пока навстречу не идут. Справка о несудимости выдается в течение 30 дней. Я сам пытался несколько раз получить ее, и мне отказывали – не так документы подал якобы. Плюс справку можно подделать в том же фотошопе. Но у каждой есть свой номер. Если МВД даст возможность бизнесу проверять эти данные – будет здорово, - объясняет Николай Кодолов.

Как видим, не так важен статус водителя – ИП, самозанятый или наемный сотрудник в штате. На безопасности это никак не сказывается. Другое дело – мониторинг количества часов водителя на линии.

— Тут есть цифровые возможности ограничения. Уже сейчас агрегаторы шлют уведомления: «Не пора ли отдохнуть?» А при достижении определенного количества часов на линии закрывают доступ к заказам. Системы мониторинга усталости (камеры, которые направлены на лицо водителя, считывают частоту морганий, «зевки» и другие факторы – прим.ред.) уже существуют и у нас, и на Западе, - рассказывает председатель профсоюза «Добро».

На безопасность перевозок также повлияет создание единых реестров – перевозчиков, водителей, службы заказа – диспетчерских. Новый закон как раз предусматривает их появление.

— Всех участников рынка нужно завести под общее крыло. Тогда будем работать по закону, и появится тот самый контроль, о необходимости которого все говорят,резюмировал собеседник.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Депутат Госдумы, член комитета по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин:

«Рынок такси растет и растет высокими темпами, поэтому принятие закона, регламентирующего работу легкового такси, назрело давно.

Законопроект — это ответ на существующие реалии.

Основные причины роста рынка: увеличение популярности интернет-платформ для заказа легкового такси и перевозки багажа, кроме того растет и количество машин и водителей, выходящих на линию для подработки.

При этом должны соблюдаться и контролироваться правила безопасности для пассажиров, должна быть четко определена мера ответственности перевозчика при ДТП или при конфликтных ситуациях.

В законе будут четко прописано, кто может сесть за руль такси. Например, будет действовать запрет на работу при трех неоплаченных штрафах или отсутствие аттестации на знание городской среды. Будут и другие запреты, в том числе и заслон на управление такси судимыми и злостными нарушителями ПДД.

Важнейшим нововведением является возможность получения разрешения на работу в такси самозанятыми физическими лицами при условии заключения договора со службой заказа.

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотра водителя отнесены законом к обязательным условиям, также как и предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортного средства для них тоже будет обязательным».