Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Звезды25 января 2024 9:59

Мария Лисовая, звезда сериала «Банда ЗИГ ЗАГ»: «Я пыталась понять, каково это – постоянно испытывать голод»

Милиционер и следователь НКВД против фашистских пособников в блокадном Ленинграде – Игорь Петренко и Александр Устюгов в остросюжетной драме на РЕН ТВ 28 января
Оставшийся без семьи милиционер Тихон (Игорь Петренко) и лишившаяся мужа биолог Юлия (Мария Лисовая) чувствуют друг в друге родственные души

Оставшийся без семьи милиционер Тихон (Игорь Петренко) и лишившаяся мужа биолог Юлия (Мария Лисовая) чувствуют друг в друге родственные души

80 лет назад Советская Армия окончательно прорвала фашистскую блокаду Ленинграда, которая длилась 872 дня. К скорбной дате канал РЕН ТВ приурочил телевизионную премьеру сериала «Банда ЗИГ ЗАГ» режиссера Виталия Воробьева («Буду помнить», «Мотыльки», «Десантура»). Это основанная на реальных событиях история о том, как в окруженном фашистами городе ловили членов преступной группировки, которая грабила грузовики с продовольствием и печатала фальшивые карточки на хлеб. Свое название они расшифровывали как «Защита интересов Германии – Знамя Адольфа Гитлера». В противостояние с бандой вступают сотрудник Ленинградского УгРо Тихон Львов (Игорь Петренко) и старший лейтенант контрразведки из Москвы Феликс Свидерский (Александр Устюгов).

«Банда ЗИГ ЗАГ» – это и качественная драма с глубоко проработанными характерами, и остросюжетный детектив со стрельбой и погонями одновременно. В сериале также снялись Павел Трубинер, Екатерина Вилкова, Егор Губарев, Дмитрий Куличков. А также Мария Лисовая, сыгравшая научного сотрудника института растениеводства имени Вавилова Юлию Виноградову, чей долг – сохранить генетические ресурсы растений во имя будущих поколений. Война лишила Юлию близких, ее сердце превратилось в камень – но что будет, если рядом окажутся люди, у кого в душе тоже выжженная пустыня?

Все 10 серий «Банды ЗИГ ЗАГ» канал РЕН ТВ покажет в один день, 28 января, в 12.45.

Мария Лисовая считает, что фильмы о людях прошлого помогают разобраться в нас настоящих

Мария Лисовая считает, что фильмы о людях прошлого помогают разобраться в нас настоящих

- Мария, уже несколько лет мы наблюдаем новую волну российского кино и сериалов о войне – хотя казалось, что за несколько десятилетий тема полностью исчерпана. Как считаете, с чем это связано?

- В каком-то смысле идет переосмысление тех событий новым поколением режиссеров и актеров. А с другой стороны, многое о войне раньше было засекречено и об этом рассказывают впервые. В том числе в нашем сериале, в котором зрители смогут узнать о преступной группировке, которая во время блокады занималась подделкой продуктовых карточек и документов. Какие-то материалы, которые были скрыты от наших глаз, продолжают открываться. И нам необходимо их осмыслять.

- Действительно, в школе о банде «ЗИГ ЗАГ» нам не рассказывали... Вероятно, вы и до съемок этого сериала много раз были в Санкт-Петербурге – модном современном городе. Что вы испытывали, когда он на время съемок превращался в блокадный Ленинград? Не возникало ощущения, что это все будто на самом деле?

- У меня пробежал холодок по спине, когда мы снимали в доме, который, насколько я помню, попал под реконструкцию. Там еще жили люди в некоторых квартирах, но та, в которой мы снимали, была полузаброшена. В ней оставалась атмосфера давно покинутого дома, что сильно совпало с нашей историей. Было холодно, пыльно, грязно, страшно, темно... Сам Санкт-Петербург не остановился из-за нашего проекта. Да, мы перекрывали улицы, дворы, но это происходило локально – люди продолжали жить обычной жизнью. А вот этот дом... Мне становилось не по себе от этих темных лестниц, ступенек, неосвещенных парадных.

«Сложное испытание проявляет людей»

- В отличие от многих зрителей, которые будут смотреть сериал по телевизору, вы родились в другой стране – в постсоветской России. Внедряясь в атмосферу начала 1940-х, работая над образом героини и наблюдая других персонажей, вы поняли для себя, в чем разница между нами и теми, кто жил тогда?

- Я много общалась со своими бабушками, чья молодость пришлась на 1950-60-е годы, и могу по ним судить о мировоззрении, скажем так, советской женщины. Их главная отличительная черта – острое чувство долга, внутреннее благородство, обнаженное чувство справедливости и правды. В них была какая-то движущая сила, поначалу мне непонятная, когда я пыталась найти с ними общий язык. Зачем они тратят свою жизнь на какие-то вещи, которые, как мне казалось, не стоят того? Но потом я начала понимать, какое душевное богатство таится в этих людях. Основное отличие, которое я подметила, это умение и желание быть полезным, честным и очень многое отдавать. Отдавать в мир, людям. Это была их движущая черта. Сегодняшнее поколение немножко иначе мыслит.

- Мы более циничны и ориентированы прежде всего на собственный успех?

- Я бы сказала так: сегодняшний день у нас идет под знаком «я выбираю себя». Это не плохо, и я бы не назвала это цинизмом. Время диктует, что человек должен быть счастливым несмотря ни на что. Может быть, в каком-то смысле так разумнее. Но сразу встает вопрос: где та грань, за которой это превращается в эгоцентризм, и можно ли различить здоровый выбор себя и нездоровый? Наверное, с этим как раз и пытается разобраться наше поколение.

Выжить в аду можно, только если суметь остаться человеком (Мария Лисовая и Ева Потанина)

Выжить в аду можно, только если суметь остаться человеком (Мария Лисовая и Ева Потанина)

- В сериале один герой отдает последний кусок хлеба девочке-сироте, а другие занимаются грабежами, прекрасно понимая, что обрекают этим людей на голодную смерть. Можно ли сказать, что война раскрывала суть человека? Или она меняла вектор его развития, одного превращая в зверя, а другого – в еще большего гуманиста?

- Сложно сказать, где здесь правда… С одной стороны, в каждого заложена своя предрасположенность – к тому, чтобы делать что-то ради другого, или быть себе на уме. Но с другой стороны, я сталкивалась с тем, что острая ситуация иногда людей очень сильно меняет. Казалось, что этот человек никогда не поступит вот так-то, но вдруг он очень сильно разочаровывает. Или, наоборот, очаровывает! Я верю в то, что заложенная в человека предрасположенность – к хорошему или плохому, может в какой-то момент поменять свой вектор. Я бы не стала делить людей на хороших и плохих, но сложное испытание действительно тебя проявляет. И только твоя сила воли и убежденность в том, что ты делаешь, могут тебя выручить и помочь. У кого-то просто не хватает веры в то, что они делают.

- Ваша Юлия жалеет коллегу, которая пыталась украсть селекционное зерно в Вавиловском институте, чтобы спасти своих детей от голода. Хотя по инструкции, видимо, должна была сдать ее в НКВД. Гуманизм сильнее буквы закона?

- Я бы сказала да. В моем идеальном мире именно так. Но кто может себе позволить гуманизм в такой ситуации? Ведь вообще-то кража генетического материала – дело подсудное. Кто за это будет отвечать? И моя героиня берет на себя эту обязанность. Ведь есть третий – свидетель, который знает, что это случилось. И если он вдруг решит рассказать об этом органам, то нести ответственность за этот поступок будет моя героиня.

- В сериале много сцен, наполненных высоким пафосом – например, когда персонажи теряют близких. Или когда ваша героиня, которой перепало продуктов, не прячет их про запас, а готовит обед для всех соседей. В таких сценах легко впасть в пошлость, в наигранность, в опереточность. Почему в «Банде ЗИГ ЗАГ» этого не случилось? Как режиссер Виталий Воробьев настраивал актеров, подкручивал их «громкость», чтобы кадр дышал подлинной жизнью?

- У нас был лозунг: «Чем проще, тем лучше». То есть не пытаться усилить наши страдания, не утрировать скорбь и боль, а быть настоящими в этот момент. У каждого актера своя кухня. Чтобы подготовиться к этой сцене с обедом, я старалась держать себя в голоде, чтобы вкус еды был для меня чем-то особенным. Я часто ловлю себя на мысли, что не могу чувствовать голод. Как только я начинаю чувствовать, что голодна, сразу же иду на перекус. А у людей в блокадном Ленинграде такой возможности не было. Я пыталась понять, как жить, если ты в перманентном состоянии голода, как перестраивается твоя голова. Режиссер конкретно для этой сцены сделал так, чтобы на площадке никто лишний не маячил, чтобы мы были в состоянии умиротворенности. Это застолье голодных ленинградцев стало священнодействием.

«Устюгова поначалу побаивалась»

- В сериале много нагруженных смыслом пауз, тишины, когда актеры играют буквально одними глазами. Например, когда герои Петренко и Устюгова впервые понимают, что им обоим нравится ваша героиня, они начинают молчаливое соперничество. Как вам работалось с такими именитыми партнерами?

- Очень комфортно. Тем более, что с Игорем мы уже работали вместе над сериалом «СМЕРШ». Нам было достаточно взгляда, чтобы понять, про что эта сцена. Я согласна с вами, что многие сцены в сериале играются на полутонах.

А вот с Александром Устюговым это было мое первое знакомство. Честно говоря, поначалу я его немножко побаивалась. Пока это чувство боязни было со мной, оно, мне кажется, придавало определенную пикантность нашим взаимоотношениям в сериале – Юлия ведь тоже немного боится Феликса. Мы привыкали друг к другу и это было нужно и важно.

Приехавший из Москвы сотрудник НКВД Феликс Свидерский (Александр Устюгов) поначалу кажется жестким и циничным. Но по ходу сюжета и он раскрывается с другой стороны

Приехавший из Москвы сотрудник НКВД Феликс Свидерский (Александр Устюгов) поначалу кажется жестким и циничным. Но по ходу сюжета и он раскрывается с другой стороны

- Тихон и Феликс, безусловно, люди долга. Но встретив Юлю, они не могут сопротивляться зреющему в них чувству. Это о том, что любовь существует и в аду?

- Когда нам очень тяжело, мы всегда обращаемся к нашим близким. Если присмотреться к главным героям, то близких людей вокруг них мы не видим. Юля тоже осталась одинока. Сталкиваются три одиночества, которые вдруг понимают, что они друг друга чувствуют и могут поддержать. Эта история мне напомнила пьесу «Мой бедный Марат», где тоже были два молодых человека, девушка и война. Это вообще какая-то бестелесная история трех душ. Двое мужчин увидели Юлю и вдруг в них, суровых и обозленных, проснулось что-то еще. Это открывает главных героев с неизведанной стороны – их ранимость, их чувственность, их надежду увидеть понимание в глазах этой женщины.

- В одном интервью лет пять назад вы сказали, что «актером может стать любой человек, главное – знать, чего он хочет». Не передумали за это время? А как же талант, призвание...

- Одно другого не исключает. Я же не сказала, что актером может стать любой человек и его будут все любить.

- Да, вы затем добавили, что «в основном ты никому не нравишься, ничего не получается и редко что-то выходит – разве можно к этому привыкнуть?» Как же тогда не сойти с ума от такой работы? Или наконец случившаяся роль исцеляет все душевные раны?

- Люди, которые остаются в актерской профессии несмотря ни на что, получают удовольствие от самого процесса. Меня греет то, что мне нравится моя работа. Как сказала моя горячо любимая педагог Людмила Сергеевна Ворошилова из театрального института, «каждая роль – это вызов, который дает тебе возможность стать больше, чем ты есть». И в человеческом смысле, и в профессиональном. Актер надеется на то, что однажды он сыграет самую важную – прежде всего для себя самого! – роль. Иногда кажется, что нет, я с этим не справлюсь, я не понимаю, как это делать – и вдруг происходит прорыв. Я «наркоман» актерской профессии – несмотря на то, что, конечно, сталкиваешься с невероятным количеством сложностей, про которые в институте не говорят. А если ты делаешь это только ради результата и чтобы тебя люди любили, скорее всего, ты быстро сдуешься. Потому что препятствий намного больше, чем успехов.

«Банда ЗИГ ЗАГ» (16+). РЕН ТВ, 28 января, 12.45-23.00.

*Фото материалы предоставлены PR службой телеканала РЕН ТВ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Кинодекабрь на РЕН ТВ: киллер Лиам Нисон, инкассатор Джейсон Стэйтем и детектив Дэниел Крейг

Максим Щеголев: Если актер атлетичный, это не значит, что он может играть только с гаубицей на плече

Ефим Петрунин о сериале СТС «Мафия – дело семейное»

Реклама. ООО «АКЦЕПТ» (Телевизионный канал РЕН ТВ) ИНН 7704241848 erid: LjN8K1Rca