Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
29 сентября 2023 12:00

Умереть без ИВЛ или бороться за жизнь под обстрелами: как сложилась судьба Жени Езекяна – тяжелобольного ребенка, спасенного в 2014 году из Славянска

Жене Езекяну, чудом выжившему в обстрелянном Славянске, исполнилось 10 лет
Жене Езекяну, чудом выжившему в обстрелянном Славявнске, исполнилось 10 лет

Жене Езекяну, чудом выжившему в обстрелянном Славявнске, исполнилось 10 лет

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

В квартире на окраине Санкт-Петербурга в этот день шумно и весело. Хозяева встречают гостей в тельняшках и бескозырках, комнаты украшены шарами, в холодильнике ждет своего часа торт со свечками, а маленький мальчик со своей кровати с любопытством ожидает начала праздника.

- С Днем Рождения, Женя, с юбилеем! - звучат поздравления и именинник завороженно смотрит на шоу мыльных пузырей, что начинают в его честь питерские волонтеры. Сегодня Женечке Езекяну, тому самому малышу из Славянска, за которого переживала вся страна, исполнилось 10 лет!

ПОСЛЕДНИЙ ПАЦИЕНТ

… А в конце мая 2014-го, когда мы впервые встретились с Женей и его родителями, было совсем не до праздника. Его родной мятежный Славянск со всех сторон был осажден украинскими войсками, которые все чаще накрывали город артиллерией, убивая гражданских. Люди покидали осажденный город, в аптеках заканчивались медикаменты. Тогда ему было всего 8 месяцев, и он лежал в детской больнице Славянска, по которой под утро 30 мая ударили киевские боевики. 152-мм осколочно-фугасный снаряд, прилетев в стену лечебницы и сделав в ней приличную дыру, не взорвался — неизвестный украинский артиллерист перед применением не привел его в боевой режим, и все вместе мы гадали: то ли его этому не научили, то ли тот, прекрасно зная, что бьет по детям, сделал это умышленно. Тогда еще мы наивно надеялись на второй вариант…

После удара мальчик оставался единственным пациентом больницы — либо всех остальных детей забрали родители, либо они ушли в подвал, но сделать то же самое с Женей не представлялось возможным: из-за редкого заболевания («врожденная спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана») он не мог самостоятельно дышать и боролся за жизнь с помощью огромного аппарата ИВЛ, который вниз не спустишь… Медики обкладывали его палату матрасами и не отходили от него во время артобстрелов, но всем было понятно - оставаться ему там больше нельзя. И родители Жени, Михаил и Виктория Езекян, обратились за помощью к журналистам «Комсомолки», работавшим в то время в многострадальном городе.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

«МЫ СРАЗУ ХОТЕЛИ ВЫВЕЗТИ ЕГО В РОССИЮ»

О бедственном положении Женечки, ставшем заложником ситуации, узнала вся страна. Наши читатели искренне переживали за его судьбу и спрашивали, как ему помочь. Киев тем временем вел себя в свойственной ему циничной манере: с экранов украинских телеканалов каратели привычно врали, что больницу обстреляли не они, да и вообще все это выдумали «российские пропагандисты», потому что детей из нее, мол, давно эвакуировали. Когда же поняли, что ложь не прошла, запустили в соцсети слезливую историю о том, как жалостливые украинские волонтеры делали все, чтобы эвакуировать Женю в Харьков (и родители мальчика якобы уже согласились на это), но «нехорошие русские журналисты» не позволили этого сделать.

Волонтеры продолжают веселить юбиляра, а Михаил с Викторией успевают пересказать о последних изменениях в их жизни.

Волонтеры продолжают веселить юбиляра, а Михаил с Викторией успевают пересказать о последних изменениях в их жизни.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Конечно, всего этого с "волонтерами" не было, - говорят Виктория и Михаил. - Мы сразу приняли решение вывозить Женечку из страны, которая убивает своих граждан. Только в Россию.

И через несколько дней это удалось. Мальчик с семьей выехал сначала в Ростов, а потом и в Санкт-Петербург, где Езекяны и осели. Как и многие беженцы с Украины - пройдя нелегкий путь по получению гражданства России. Долгое время это не получалось: то очередность нарушена, то приходите в следующий раз, то привозите Женю сюда в порядке общей очереди… И с завистью смотрели, как в это время из миграционной службы выходили смуглые граждане, говорящие на непонятных языках, но с паспортами России на руках. Гражданство РФ семья Езекян получила в 2017 году по специальному указу Президента России.

ПРОСИЛИ ПАНДУС, А ПОЛУЧИЛИ… КВАРТИРУ!

… Волонтеры продолжают веселить юбиляра, а Михаил с Викторией успевают пересказать о последних изменениях в их жизни. Дорогостоящий препарат, который постоянно необходим их сыну наконец включили в список госзакупок, теперь Женя получает его бесплатно, и он стал себя лучше чувствовать.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

А в прошлом году произошло событие, которое приятно потрясло всю семью. Тогда они жили в другом районе Санкт-Петербурга, и в гости к ним заехала уполномоченная при Президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова. Осмотрев условия, она поинтересовалась — чем еще можно помочь мальчику? Мама попросила пандус — без него каждый спуск коляски с Женей на прогулку был мукой, чтобы преодолеть ступеньки, Виктории все время приходилось искать помощника. Высокая гостья пообещала посодействовать. А вскоре из мэрии города на Неве позвонили: тротуар с проезжей частью там узкие, а потому по техническим причинам соорудить пандус не получится. Но расстроиться семья не успела: власти тотчас же предложили посмотреть другое социальное жилье, в котором есть вся инфраструктура и удобства для ребенка-колясочника. И уже к Новому году Езекяны праздновали новоселье.

БУДЕМ ЖИТЬ!

На юбилей мы пришли не с пустыми руками, вручив от редакции «Комсомольской правды» новенький ноутбук: он обожает смотреть образовательные программы и мультики, а старый компьютер дышит на ладан. Женя пошевелил пальчиками на руках - кажется, наш подарок мальчику понравился.

Фото: Юлия ПЫХАЛОВА

- Спасибо! «Комсомолка» с самого начала была с нами, и все эти годы не забывала о нас. А вообще вы не представляете, сколько неравнодушных и отзывчивых людей мы для себя открыли, - говорят родители юбиляра. И благодарят тех, кто на свои деньги покупал необходимые аппараты ИВЛ, работающие от аккумулятора («Мы теперь сына на прогулки вывозим, он очень любит сидеть на берегу Финского залива и смотреть на волны»). Волонтеров и благотворителей, продолжающих привозить необходимые расходники для аппаратуры и постоянно устраивающих праздники для мальчика. И, конечно, всех людей в белых халатах из Славянска, Ростова и Питера, которые самоотверженно сражались за его здоровье: в родном Славянске персонал не отходил от него даже во время бомбежек, а около тридцати врачей Санкт-Петербургской педиатрической академии, куда был перевезен мальчик, летом 2014-го отказались от плановых отпусков, чтобы заботиться о нем.

- Ой, пора же торт вносить! Женька, загадывай желание! - в квартире праздничная суета, после которой все вместе задувают свечи. И Виктория снова целует сына, повторяя те же самые слова, что и тогда в Славянске, - Будем жить, Женечка!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мать восьмимесячного малыша из Славянска: «Будем жить...»

Пока украинские военные обстреливают Славянск, в реанимации сражается за свою жизнь 8-месячный мальчик (подробнее)

Слезинка из черных Жениных глаз

Украинские читатели не хотят признавать существование младенца под артобстрелом в реанимации. Потому что цепляются за свою правду (подробнее)

Восьмимесячного Женечку вывезли на реанимобиле из осажденного Славянска в Россию

Малыша приняли в областную больницу Ростова-на-Дону (подробнее)