Ирина Муравьева в роли Нади Клюевой в фильме "Самая обаятельная и привлекательная".
Фото: кадр из фильма
Странно сейчас об этом думать, но когда Ирине Муравьевой было 17, ее не взяли ни в один московский актерский вуз. Везде она провалилась. Много лет спустя объясняла это полным отсутствием опыта: она ведь никогда не выступала в школьной самодеятельности, не выходила на сцену в драмкружке, только умела худо-бедно читать стихи вслух, «с выражением».
И ее никуда не принимали два года подряд! Пришлось устроиться на работу в библиотеку Строительного института, перепечатывать там каталоги. А на третий год поступить в драматическую студию при Центральном детском театре. По окончании которой «дали даже не диплом, а бумажку-удостоверение, что я - артистка театра…»
В этом самом Центральном детском театре (сейчас он стал РАМТом) Муравьева потом и работала, выступая в отчаянно неблагодарных ролях разных зайчиков и бегемотиков. Потом, впрочем, ей стали доставаться роли солиднее, вплоть до Шекспира (в «Двенадцатой ночи» она играла Виолу и Себастьяна). Не исключено, что опыт работы в детском театре помог ей несколько лет спустя, когда она стала ведущей «Будильника», одной из самых популярных советских передач для детей.
Ирина в многосерийном фильме «Разные люди»
Фото: кадр из фильма.
В 1973 году Ирина впервые снялась в кино. Точнее, в сериале: он назывался «Разные люди» и повествовал об учащихся вечерней школы. Ныне он намертво забыт, - и все же Ирине досталась центральная роль в одной из семи серий (она изображала маляра Зинаиду Багляеву), и ее за один вечер узнала вся страна. В следующем году вышел детектив «Чисто английское убийство» - его, наоборот, до сих пор регулярно крутят по телевизору. Вот только роль была не самой яркой, и к тому же зачем-то переозвученной актрисой Аллой Будницкой.
Небольшая роль Ирины Муравьевой в детективе «Чисто английское убийство»
Фото: кадр из фильма
Настоящая слава, конечно, пришла с фильмом Владимира Меньшова «Москва слезам не верит». Куда Муравьева попала самым банальным образом: ей прислали сценарий, пригласили на пробы, а потом утвердили. Во время съемок Ирина Вадимовна не была уверена, что ее героиня понравится зрителям: ей показали фрагмент одной из сцен, и она подумала: «Боже, какой ужас. Какая я тут противная, наглая, отвратительная!» И уж конечно, трудно было предположить, что реплики ее «расчетливой и беспринципной стервы» Людмилы - «С бумагой в стране напряженка» или «Не учите меня жить, лучше помогите материально» - на долгие годы уйдут в народ.
Ирина Муравьева в роли Людмилы в фильме "Москва слезам не верит"
Фото: кадр из фильма.
После «Москвы…» она сыграла в драме Татьяны Лиозновой «Мы, нижеподписавшиеся». А потом Лиознова захотела поработать с ней еще раз, и утвердила на главную роль в музыкальном фильме «Карнавал». Это уже был настоящий бенефис. Практически никто из зрителей не обратил внимания на то, что актрисе во время съемок было за тридцать, а играла она 18-летнюю наивную девчонку. И никто не заметил, что вместо нее в картине поет Жанна Рождественская (тем более, после премьеры саундтрек «Карнавала» вышел на пластинке, изданной фирмой «Мелодия», и там уже Муравьева сама пела «Позвони мне, позвони»).
Ирина Муравьева в фильме "Мы, нижеподписавшиеся"
Фото: кадр из фильма
В интервью актриса потом говорила: «В жизни я вовсе не похожа на Нину. Я коренная москвичка, абсолютно домашняя девочка. Хорошо училась, и столицу покорять не стремилась. Более того, в жизни никуда из дому не уезжала. Мне никогда не хотелось чего-то добиваться. Я не лидер, а скорее ведомая».
Кадр из фильма "Карнавал"
Режиссер Геральд Бежанов несколько раз обращался к Ирине Муравьевой со сценарием «Самой обаятельной и привлекательной». Она наотрез отказывалась сниматься. Много лет спустя рассказывала: «В тот момент мне хотелось Достоевского, Толстого, Чехова. А здесь… В конструкторском бюро кто-то в кого-то влюбился, потом не влюбился, потом кто-то кого-то добивался… Пинг-понг… Ерунда какая-то! Меня уговорили с трудом. Они появлялись в самых необыкновенных местах. Я шла в театр, около театра стояли двое: «Надо сыграть эту роль!» Как-то зашла в Дом кино, а около лестницы снова это двое стоят. Я прямо в голос рассмеялась, мы рассмеялись все». В конце концов Бежанов послал к ней директора картины Галину Белинскую. Той Муравьева тоже отказала с порога. Но муж актрисы, посмотрев на Галину, сказал: «Ира, да соглашайся. Видишь, как девушка тебя уговаривает?»
Ирина Муравьева в фильме "Самая обаятельная и привлекательная".
Фото: кадр из фильма
Съемки фильма шли не так-то просто. Геральд Бежанов настаивал, чтобы перед камерой все было в точности так, как в сценарии, и на корню пресекал любые попытки актеров импровизировать. «Добивался от нас точного следования каждой запятой, и это не образ, — каждой запятой! Абдулов чуть не сошел с ума на этих съемках: для него главное - импровизация, а здесь ему крылья оборвали и всего застегнули на молнию. Он воевал, он кричал, краснел, но ему мягко говорили: «Не надо!»
Изматывающая война с актерами не прошла даром и для самого Геральда Бежанова. Татьяна Васильева, взбешенная его требованиями, посреди съемок взяла и перекрасила волосы в рыжий цвет. Для Бежанова это стало ударом, а съемочная группа еще и начала над ним подшучивать. В результате режиссер свалился с микроинфарктом и месяц провел в больнице…
Но с Ириной Муравьевой проблем у Бежанова не было - она оказалась идеально послушной. Похоже, просто решила спокойно доиграть свою роль, чтобы на следующий день после окончания съемок забыть о них, как о страшном сне. Вот только забыть не получилось: «Самую обаятельную и привлекательную» в прокате посмотрели 44,9 миллиона человек, она стала самой кассовой картиной 1985 года (и самой кассовой в биографии Муравьевой после «Москва слезам не верит»). К актрисе постоянно подходили и начинали говорить о ленте, которую она из принципа отказалась даже смотреть! «При упоминании этого фильма я сразу покрывалась краской, мне было жутко стыдно и неловко. Не для этого нужно искусство, не для этого я пошла в артистки!»
Только много лет спустя, когда картину в очередной раз показывали по телевизору, Муравьева решилась с ней ознакомиться. «И посмотрела с полным восторгом. Потому что это тоже такая микропритча, все равно что-то хорошее, полезное, светлое, доброе. То, что и нужно людям».