Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды1 марта 2024 4:00

Хавьер Бардем: «Когда мы ссоримся с Пенелопой Крус, она бьет тарелки. Такой уж у нее характер!»

Знаменитому испанскому актеру исполняется 55 лет
Хавьер Бардем и Пенелопа Крус

Хавьер Бардем и Пенелопа Крус

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

СУПЕРМЕН И СТРИПТИЗЕР

С одной стороны, Хавьер Бардем родился в семье киношников. (Ну, положим, отец его был сыном скотовода, зато мать, Пилар Бардем - актрисой, дядя Хуан Антонио Бардем - крупнейшим режиссером, дедушка и бабушка по материнской линии - звездами испанского кино 50-х). С другой, он не очень хотел продолжать династию. Его занимали другие вещи: регби и рисование. В юности он представлял себя великим художником, говорил: «Для меня картины были способом выразить то, что я чувствовал». Но в какой-то момент он понял, что художника из него не выйдет: «Я оказался очень плохим живописцем! Оказалось, что мое место вовсе не у мольберта». Да и регби оказалось не больше, чем юношеским увлечением.

Когда он все-таки решил стать актером, повезло ему не сразу. Первой взрослой работой стала роль Супермена в комедийном телешоу «День впереди». Для этого ему пришлось проснуться в шесть утра, напялить красно-синий костюм, плащ и ботинки, отправляться в таком виде на студию и участвовать в дурацком скетче. «Тогда я задумался: а хочу ли я вообще заниматься чем-то подобным?»

А еще Хавьеру пришлось однажды исполнять стриптиз в ночном клубе перед разгоряченными женщинами. «Я просто танцевал в зале, меня спросили, не хочу ли я показать стриптиз, и я согласился… Это заняло всего десять минут. Мне нужны были деньги. Среди зрительниц была моя мать, и она была очень мною горда!»

В 21 год Хавьер наконец-то получил нормальную роль в кино, в эротической драме Бигаса Луны «Возрасты Лулу» (там же снималась и его матушка). Присмотревшись к актеру, Луна дал ему еще одну роль, на этот раз главную, в комедии «Хамон, хамон» (тоже эротической - режиссера эта тема очень увлекала). На этот раз матери в числе актеров не было, зато на экране впервые появилась никому не известная 16-летняя актриса Пенелопа Крус. Потом был еще один фильм Луны, который назывался «Золотые яйца», потом - еще одна эротическая комедия, «Уста к устам»… Несмотря на фривольность всех этих картин, их оценили (за «Хамон, хамон» Луна и вовсе был назван лучшим режиссером на Венецианском кинофестивале), и Бардем быстро вошел в число самых многообещающих испанских актеров.

«Я НЕНАВИЖУ НАСИЛИЕ И НЕ УМЕЮ ВОДИТЬ МАШИНУ!»

Но настоящая международная слава к нему пришла после того, как он выучил английский. Это случилось, когда к нему пришел режиссер Джулиан Шнабел и предложил роль кубинского поэта Рейнальдо Аренаса в драме «Пока не наступит ночь». Бардем знал язык так плохо, что даже не мог прочитать сценарий, он еле-еле мог общаться с постановщиком. «Я сказал сначала «Посмотрим», а потом - твердое «Нет». Но он продолжал меня убеждать, а я повторял: «Я не могу, я не могу, я не говорю по-английски». А потом однажды утром я проснулся и подумал: «Да что ж я творю? Это потрясающая роль. Учи английский!» И я это сделал». Помогли ему в этом песни AC/DC и Pearl Jam - он был фанатом тяжелого рока.

За роль Аренаса Бардем получил номинацию на «Оскар». С этой секунды голливудские студии были для него открыты нараспашку. Спилберг звал его в «Особое мнение», чтобы он гонялся за Томом Крузом по Вашингтону 2054 года, но Бардем почему-то отказался (роль ушла к Колину Фаррелу); дебютировал в Голливуде он в другом фильме с Крузом, «Соучастнике» (Майкл Манн дал ему там небольшую роль).

Отбивался он и от самой знаменитой своей роли - наемного убийцы Антона Чигура в фильме «Старикам тут не место». Втолковывал братьям Коэнам: «Я неуютно себя чувствую, играя на английском», «Я ненавижу насилие», «Я никогда не стрелял из оружия», «Я не умею водить машину» (кстати, действительно не умеет и не собирается учиться, потому что боится автомобилей и ненавидит их). В конце концов выяснилось, что он не может сниматься в «Стариках», потому что связан обязательствами и должен играть в другом фильме. Хавьера почти заменили на актера Марка Стронга: Коэны ему уже позвонили и попросили на всякий случай готовиться к съемкам. Но в последний момент все срослось, и Бардем смог все-таки сыграть киллера, ликвидирующего своих жертв с помощью пневматического пистолета для забоя скота. Антона Чигура тут же назвали злодеем с самой отвратительной стрижкой в истории кинематографа. И дали Бардему «Оскар» - он стал первым испанцем в истории, удостоенным этой награды.

«НИКТО ИЗ НАС НЕ РЕШАЛСЯ СДЕЛАТЬ ПЕРВЫЙ ШАГ»

Вторым гражданином Испании, получившим «Оскар», в следующем году стала Пенелопа Крус. К этому моменту у них с Бардемом уже начался роман. Мы помним, что они вместе снимались в «Хамон, хамон», но тогда, в 1992-м, ничего не случилось. Пять лет спустя они оба появились у Педро Альмодовара в «Живой плоти», но даже не встретились там в кадре (Крус в прологе играла молодую проститутку, рожающую в автобусе сына, будущего героя Бардема…)

Только в 2007-м Вуди Аллен вновь свел их на съемочной площадке фильма «Вики, Кристина, Барселона» - и все наконец-то завертелось. Да и то не сразу. Бардем вспоминал: «Никто из нас не решался сделать первый шаг. Даже не знаю, то ли мы стеснялись, то ли пытались быть профессионалами. В общем, наступил последний день съемок, а у нас ничего не случилось. И я подумал: «Черт! Может, нам напиться?» И, по счастью, наш друг устроил вечеринку, а остальное - история. Слава Богу!»

При этом свой роман они не подтверждали несколько лет. Когда журналисты их об этом спрашивали впрямую, молчали - даже после того, как обручились. Свидетельством их отношений на протяжении многих месяцев служили только снимки, сделанные папарацци. Лишь в 2010 году, получая приз Каннского кинофестиваля за роль в фильме «Бьютифул», Бардем сказал со сцены: «Я делю эту радость с моим другом, моей спутницей, моей любовью - Пенелопой. Я многим тебе обязан и я очень тебя люблю». В январе 2011-го у них родился сын Лео Энсинас Крус, а через два с половиной года - дочь Луна Энсинас Крус. (У актера по документам двойная фамилия, Энсинас Бардем, первая часть досталась от отца, а вторая от матери).

Став отцом, он немного расслабился и наконец начал рассказывать в интервью о своих отношениях с Пенелопой. Он утверждает, что в жизни они напоминают отношения их героев в «Вики Кристине Барселоне». «Бывает, что мы ссоримся, она бьет тарелки и так далее. Есть в ней эта живость характера! Мне приходится задумываться: «Хочу ли я этого?..» Она с подлинной страстью относится ко всему, что делает, и я нахожу это привлекательным. Есть красота и есть сексуальность, а в Пенелопе то и другое сочетается».