Пятеро наших золотых медалистов Международной олимпиады по физике в Японии: Вячеслав Бобков, Роман Бурцев, Всеволод Доля, Александр Ершов и Егор Потапов.
- Мы вошли в десятку ведущих стран по качеству школьного образования в мире, - заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
Одно из самых ярких достижений системы российского образования - победы школьников на международных олимпиадах. Юные физики, химики, астрономы доказывают всему миру, насколько они талантливы - и какие возможности для развития одаренности каждого ребенка созданы в России.
ХРОНИКА ПОБЕД
31 медаль завоевали российские школьники на шести международных олимпиадах в 2023 году: 22 золотые, 8 серебряных и 1 бронзовую. До конца года наши таланты поборются за медали еще в двух международных олимпиадах - по астрономии и естественным наукам.
• Биология: на Международной олимпиаде в Эль-Айне (ОАЭ) наши школьники завоевали 4 медали - 3 золотые и 1 серебряную.
• Химия: на 55-й Международной олимпиаде в Цюрихе (Швейцария) российские подростки получили 3 золотые и 1 серебряную медаль.
• Физика: на 53-й Международной олимпиаде в Токио (Япония) 5 золотых медалей выиграли участники из России. - Хорошо, что в российской системе образования сохраняется дифференцированный подход, у ребят есть возможность в соответствии со своими способностями и интересами себя реализовать, - считает Иван Иоголевич, замдиректора Физтех-лицея им. П. Л. Капицы по олимпиадному движению. Три медалиста учатся в этом лицее.
• Математика: на 64-й Международной олимпиаде в Японии 5 золотых и 1 серебряную медаль получили наши школьники.
• География: на 8-й Европейской олимпиаде в Белграде (Сербия) сборная России завоевала 8 медалей - 2 золотые, 5 серебряных и 1 бронзовую.
• Информатика: на 35-й Международной олимпиаде в Венгрии 4 золотые медали завоевали россияне. Это Гимран Абудуллин и Валерий Родионов из Казани, а также москвичи Иван Пискарев и Антон Степанов.
Никита Петров из Казани завоевал «золото» на Международной химической олимпиаде в Швейцарии.
- Борьба была очень напряженной, российские школьники продемонстрировали волю к победе. По итогам первого дня самый младший из них, Гимран, был в «серебряной зоне», он так разозлился в хорошем смысле этого слова, что смог догнать, - рассказал директор Высшей школы программной инженерии и руководитель Центра развития IT-образования Московского физико-технического института Алексей Малеев.
- Этот великолепный результат еще раз доказывает, что у нас создана эффективная система выявления и поддержки талантов, по всей стране появились условия для развития ребят и изучения передовых технологий и научных достижений. Продолжать подобную работу очень важно в условиях формирования технологического суверенитета страны, - оценил победу министр просвещения РФ Сергей Кравцов.
КОММЕНТАРИЙ ПЕДАГОГА
Олимпиады - это вызов для одаренных учеников
Какую роль в мотивации и развитии одаренных учеников играют олимпиады разного уровня? Вероника МУШКАРИНА, учитель иностранного языка в лицее № 95 Челябинска, уверена:
- Задания олимпиадного уровня сложности отличаются от заданий на уроке. Это своеобразный вызов для одаренных учеников: «Задачки на уроке я щелкаю как орешки, а это уже что-то посложнее, что-то другое, нетипичное… справлюсь ли я?». Также присутствует элемент соревновательной игры: «Какое место я займу?». Мне кажется, очень важно принимать участие в олимпиадах разного уровня, будь то городской или международный этап, с позиции «сверить ориентиры»: где в этой системе координат нахожусь я, а где сверстники из моего города, области, страны.
- Какие еще возможности для раскрытия талантов есть у школьников с выдающимися способностями?
- Помимо уроков, на которых реализуются методики, направленные на обучение детей разного уровня подготовки - например, дифференцированное, личностно ориентированное обучение, существует и система дополнительного образования, и профориентационная работа. Не говоря уже об образовательных возможностях вне стен школы: «Кванториумы», IT-кубы, театры и музеи. Возможностей действительно много, благодаря им можно выстраивать индивидуальную траекторию развития для одаренных детей.
- Что бы посоветовали таким детям и их родителям?
- Мое убеждение - все дети талантливы и одарены! Каждый в чем-то своем. Самое сложное для нас, взрослых, как можно раньше это увидеть и поддержать. Очень важно разговаривать с ребенком и знать, что ему нравится. Например, если ученик математически одарен, ему могут не нравиться занятия по шахматам, но он заинтересуется лего-конструированием, 3D-моделированием или IT.
КСТАТИ
Недавно глава Минпросвещения предложил создать программу поддержки победителей международных олимпиад и всероссийской олимпиады школьников, а также учеников, которые набрали на ЕГЭ более 95 баллов. Они смогут пройти стажировки в госкомпаниях, посетить ведущие научные центры.
Первым таким визитом стала встреча триумфаторов олимпиады по биологии в ОАЭ с руководителем Федерального медикобиологического агентства Вероникой Скворцовой и учеными-биологами.
- Для нас очень ценны такие стажировки. Мы можем своими глазами увидеть лаборатории, людей, которые там работают, - поделилась впечатлениями золотая медалистка Алиса Тимонина, выпускница московской школы Центра педагогического мастерства, а теперь студентка биофака МГУ.
НЕ ПРОПУСТИТЕ
Грандиозная выставка «Россия» открылась 4 ноября на ВДНХ. Достижениям нашей страны в области образования посвящена иммерсивная экспозиция, затрагивающая темы от дошкольного до вузовского образования, а также отдельные выставочные пространства - «Кванториум», «Точка роста», «IT-куб», «Школьный спортзал». Гости 57-го павильона ВДНХ смогут «побывать» в федеральных детских центрах «Артек», «Орленок», «Смена», «Океан», «Алые паруса» и поучаствовать в мастер-классах.
НАГРАДА
В школы возвращаются серебряные медали
Лучшим выпускникам 2024 года будут вручать не только золотые, но и серебряные медали. Медали «За особые успехи в учении» II степени получат ученики, в чьих аттестатах не более двух оценок «хорошо», а все остальные - «отлично». И набравшие не менее 60 баллов за ЕГЭ по русскому языку и еще одному предмету. Если ребенок учился на отлично все школьные годы, проявил неординарные таланты и способности, но в выпускном классе получил одну или две четверки, это не повод оставлять его без награды. Наоборот, надо поощрить, замотивировать на дальнейшие успехи. Мотивация не только психологическая: по предварительной договоренности с Минобрнауки, за золотую медаль выпускник сможет получить дополнительно 5 баллов к ЕГЭ, а за серебряную - до 3 баллов.