Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество
Эксклюзив kp.rukp.ru
13 марта 2024 4:00

Как я устроился работать в комнату ужасов: Посетители забиваются в угол от страха, хороших актеров нещадно бьют

Корреспондент «КП» устроился работать актером квеста в Москве
Наш коллега Андрей Абрамов сыграл злого духа, вселившегося в маньяка. Фото: Личный архив Андрея Абрамова

Наш коллега Андрей Абрамов сыграл злого духа, вселившегося в маньяка. Фото: Личный архив Андрея Абрамова

Нередко инфополе будоражат истории о пострадавших на квестах подростках: приходят на игру, а домой возвращаются с ссадинами и синяками. Выглядит так, будто родители дают деньги (качественная игра на компанию стоит около 8000 рублей), чтобы их чадо в темном подвале отдубасил переодетый в нечисть актер. И что это за профессия такая - актер квестов? Почитаешь новости, кажется, кандидатов отбирают сугубо с садистскими наклонностями...

ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК

Вакансий не так много, но с десяток предложений на примерно 350 московских квестов найдется. Игра игре - рознь. Есть приключенческие квесты: например, вырваться из пирамиды Хеопса или открыть тайну Атлантиды. Там актеры - добрые помощники. Но больше половины игр - ужастики.

В детских квестах, где играешь волшебных помощников, за игру платят 500 рублей. Маньякам и бесам - до 1000 руб. за часовой квест.

Древнее зло живет в полузаброшенных промзонах Нижегородского района - если верить описанию на сайте компании, куда я еду на собеседование. Площадку под игры из-за дешевизны аренды часто обустраивают в цоколе дома и старых цехах.

Собеседование прохожу у управляющей квест-комнаты Ангелины. Памятуя, что предстоит быть актером мрачного перформанса, принимаюсь цитировать поэму Есенина «Черный человек». Начальница прерывает:

- Плохо, что ты высокий. Между игровыми комнатами есть скрытые проходы, там тесновато. Но ничего. Главное, что парень ты крепкий…

Я наивно поинтересовался, обучат ли меня правильно обездвиживать игроков, чтобы обошлось без всяких синяков и последующих разбирательств с полицией. Ангелина и другие ребята-актеры рассмеялись - тумаки от гостей привыкли получать они сами.

БЕС КОНТАКТА

Мне объяснили: если неделю проработал без синяка или разбитой губы - значит плохо пугал. Весь коллектив мне доказывал, что это они ловят хуки от гостей. Те, конечно, не специально, на стрессе - от неожиданного появления актера в образе.

- Был квест, в котором я ходила с большим фонарем. Сколько раз лупили по нему, фонарь постоянно мне в лоб отлетал. У меня уже хроническая шишка, - потерла лоб актриса Аня, которая играет воскресшую в морге.

- Погодите! - запротестовал я. - А как же новости про подростков, которых побил очередной актер-маньяк?

Собеседники объясняли (ну, или оправдывались):

- Есть разные уровни контакта. Легкий - когда актер вообще не прикасается. Средний, когда может ухватить, чтобы припугнуть. И полный контакт - когда актер может удерживать, тащить куда-то в рамках сценария. Уровень гости определяют при заказе, подписывают договор.

В увечьях клиентов квестовики винили самих игроков - сами топчут и толкают друг дружку в темноте. А ежели претензии от родителей или силовиков - есть записи с камер.

У актеров есть правило - первое время держаться на расстоянии минимум метр до игроков. Чтобы те попривыкли и не смогли дотянуться рукой или ногой, если вдруг что.

Истерика и паническая атака у перепуганного гостя - не редкость. Если от страха гость забился в угол, актеры не давят до конца. Снимают маску, просят включить свет, успокаивают.

- Главное не трогать человека, не пытаться его обнять. Я как-то была в образе демона с когтями и гримом трупного окоченения и решила похлопать по плечу парня. Он так зарыдал! - рассказывает аниматор Аня.

ПУГАТЬ СО ВКУСОМ

Стажировка новичков длится две недели. Сначала наблюдаешь за игрой из комнаты администратора, в которой на компьютер транслируется видео со всех камер на квесте.

Администратор квест-комнаты Алена рассказала про сценарий игр. Самый простой прием - пугалки из темноты. Но это считается «низким жанром». Мастерство - это создание гнетущей атмосферы.

- Шорохи, правильные тексты в записках, которые находят игроки. Это куда страшнее. Представь, читаешь в записке: «Я иду за тобой» - и вдали раздается рокот бензопилы и стальные шаги. Люди бегут в укрытие, хватаются за ручку, а там чья-то отрубленная кисть, - живописует администратор.

Слово эксперту

Слово эксперту

Фото: Дмитрий ПОЛУХИН

ПЕРВАЯ РОЛЬ

Актеры квестов - зачастую студенты (не театральных вузов, многие как раз не прошли в них отбор), потому что смены вечером или в выходные. Возраст 18 - 25 лет.

Выпускать к клиентам меня не хотели - опыта не набрался. Но я был настойчив. Вечером пришла компания на игру. Платили за одного актера, но бонусом им предложили второго.

Роль простая. Главного маньяка отыгрывал опытный парень Артур. А мне нужно было появиться в образе злого духа, который и обуял убийцу. Роль, как у музыканта, который играет на треугольнике в оркестре, - важно бряцнуть в нужный момент.

Надел черный балахон, к ноге привязали цепь с кандалами. Найдя первый ключ от комнаты, команда двинулась дальше. Тут их поджидал я.

- Там что-то есть, давайте не пойдем, - упрашивала одна из девчонок.

- Ща я ему вертуху в пятак пропишу! - сказал парень с горским акцентом.

Благо пятак в тот день удалось сохранить. Из динамиков раздался стальной лязг, от испуга четверка присела. В этот момент я ретировался за тайную дверь. А компания продолжила биться с маньяком. Вертуху ему тоже не прописали. Команда застопорилась на одной из загадок (квест это не только про ужас, тут вообще игра на интеллект), и у них кончилось время игры.